Новости
27 Марта 2009, 10:16

Долг платежом красен: 10-летний юбилей дефолта 1998 года

Случилось в августе 2008 года одно событие, которое прошло почти незамеченным на фоне грузино-югоосетинского конфликта и вскоре пришедшего в Россию экономического кризиса. Речь идет о 10-летнем юбилее дефолта 1998 года.

Тогда, в далеком уже сейчас конце 90-х гг., государство отказалось платить по долгам, испортило свою репутацию на внешнем и внутреннем рынках и в очередной раз подорвало доверие к себе со стороны собственных граждан и иностранных кредиторов.

Но в итоге смена власти и постепенное восстановление стабильности успокоили людей, время притупило человеческую память, а бизнес научился вести дела в новых условиях. Теперь же, спустя более 10 лет, именно предпринимательское сообщество может стать виновником если не дефолта как такового, то уж ощутимой долговой нагрузки с немалой долей вероятности.

Суть проблемы

Совокупный национальный долг России, который включает частный и государственный долг перед резидентами и нерезидентами, по объему и структуре за последние годы сильно изменился. Крен долгового бремени заметно качнулся в сторону преобладания корпоративного долга над государственным. Так, если за период с 01.01.2001 г. по 01.01.2009 г. внешний долг страны снизился со $ 128,6 млрд. до $ 40,5 млрд., то корпоративный долг, включающий обязательства банков и прочих секторов экономики, напротив, вырос с $ 31,4 млрд. на начало нынешнего десятилетия до $ 497,7 млрд. на 1 октября 2008 года.

Вместе с тем, год от года все ярче проявляется и тенденция увеличения внутреннего государственного долга. Происходит это по причине возрастания объемов эмиссии внутренних долговых обязательств, которые затем направляются на погашение внешнего долга. Так, только с начала 2002 г. до 1 марта 2009-го последний стал больше без малого на 1 трлн. рублей, показав рост с 545 млрд. до 1413,3 млрд. рублей, то есть более чем в 2,5 раза. Причем в соответствии с «Политикой в области государственного долга», в этом году данный процесс продолжится.

Между тем, несмотря на столь быструю динамику, величина внутреннего государственного долга по-прежнему ниже порогового значения, которое установлено Маастрихтскими соглашениями. Согласно им, отношение внешнего и внутреннего государственного долга к ВВП не должно превышать 30% для каждого показателя по отдельности. На сегодня же, даже если вести расчет по предварительным данным о размере номинального ВВП, по итогам 2008 года в 41 540,5 млрд руб., фактическое значение по обоим видам долгов не превысит 4%.

Основания для беспокойства

Казалось бы, волноваться пока рано. Государственный долг обоих видов — по-прежнему в рамках дозволенного, и простор для его роста достаточно велик. Корпоративные же обязательства должны беспокоить не государство, а собственников бизнеса. Однако на деле не все так гладко.

Взять вот хотя бы одну интересную схему, которая реализуется в России уже не первый год. Смысл её следующий: средства, получаемые от нашей страны в оплату внешнего государственного долга, банки-нерезиденты затем частично трансформируют в кредиты нашему же бизнесу под правительственные гарантии. На первый взгляд, ничего страшного в этом нет. Когда цены на нефть растут не по дням, а по часам, это, действительно, так. Но сейчас «черное золото» в среднем стоит $ 45 за баррель, и ждать, где и как эти гарантии нам аукнутся, становится не очень комфортно. Тем более что укрепившийся доллар усиливает долговую нагрузку на корпорации.

Кроме того, к иностранным кредитам обычно прибегают достаточно крупные компании, поэтому допустить их переход в руки иностранцев стратегически недальновидно, поскольку это больно ударит в будущем по экономической безопасности страны. А если ещё учесть, что значительная часть долгов приходится на сырьевые компании, то от каких-либо комментариев можно и вовсе воздержаться.

Другой мало приятный момент заключается в том, что активно продолжается рост заимствований на внутреннем рынке. О его скорости позволяют судить следующие цифры: если на начало 2004 г. внутренний государственный долг составлял только 19,4% от объема внешнего долга страны, то пять лет спустя обе эти величины сравнялись. Продолжение такого тренда может грозить разрастанием очередной финансовой пирамиды с государственным участием.

Рост страновых заимствований имеет одним из своих следствий также и сокращение кредитной ресурсной базы для предприятий. Ведь банки часто являются крупными покупателями на облигационном рынке. Кроме того, низкая платежеспособность ряда субъектов отечественной экономики приводит к резкому сжатию участников рынка внутренних заимствований. В результате большая доля приобретений государственных облигаций приходится на государственные же структуры, например, «Сбербанк», т. е. по сути, деньги перекладываются из одного кармана в другой. Поэтому, если один из них вдруг порвется, неизвестно, успеем ли мы вовремя его залатать.

Предупрежден, значит вооружен

Для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации и своевременного выявления возникающих проблем необходимо научиться ориентироваться не на отдельные показатели, а разработать целую систему индикаторов, которая позволила бы держать ситуацию под контролем. Как возможный вариант — показатели, которые определяли бы максимально допустимую долю корпоративной задолженности по отношению к ВВП, а также пороговое значение совокупного национального долга по отношению к ВВП.

При этом необходимо учесть два момента. Первый — одни и те же индикаторы не могут работать с равной эффективностью на развитых и развивающихся рынках. И второй: даже допустив, что идеальные маячки у нас есть, мы столкнемся с другими проблемами, например, как запретить внешние заимствования бизнесу, ведь при этом будут ограничены его рыночные права. Кроме того, табу на дальнейшее привлечение средств станет очередным шоком для экономики, привыкшей за последние годы функционировать в расчете на свободный доступ к финансовым ресурсам.

Чаша терпения пока не переполнена…

Ушедший 2008 год запомнится России множеством не очень радующих глаз цифр: это и цены на нефть, и минимумы на фондовом рынке, и чистый отток капитала из страны в размере $ 130 млрд. Кстати, вдогонку к последней цифре укажем на одно любопытное совпадение. Именно $ 130 млрд. составляет размер кредитов, которые потребуется реструктурировать отечественному бизнесу в 2009 году.

Наши западные партнеры по-прежнему готовы идти на разные схемы облегчения долгового бремени российских компаний, но все же вопрос своевременного выполнения обязательств начинает их всерьез беспокоить. Особенно иностранных кредиторов встревожили заявления наших властей о том, что они прекращают финансовые вливания в частный бизнес. В условиях кризиса это может показаться суровой, но по большому счету справедливой мерой. Главное тут — не переборщить с этим чувством. Ведь случись крупный дефолт частного предприятия, зарубежные инвесторы на долгие годы потеряют веру в российскую экономику.

Хотели, как лучше, а получилось, как всегда…

Так и не научившись за предыдущие 8 лет вести дела, опираясь на рыночные принципы, российские регуляторы продемонстрировали всему миру свою бессильность в создании привлекательных условий для заимствований на внутреннем рынке. Бизнес шел за рубеж не потому, что там ему медом мазано, а по чисто экономическим соображениям — за «длинными» (обычно от трех лет) и «дешевыми» деньгами. Попробовав пару раз, отечественный собственник настолько быстро подсел на иглу зависимости, что корпоративный долг страны еще до кризиса почти сравнялся с объемом международных резервов страны, а теперь и вовсе превысил их.

Причем за всей этой агонией власти не заметили такой банальной вещи: сами-то они кредитуют иностранцев еще дешевле. Вкладывая средства Стабилизационного фонда в казначейские облигации США под 2−3% годовых и осуждая бизнес, финансовые регуляторы в то же время стимулировали развитие экономики другой державы. Согласитесь, нехорошо как-то получилось.

И здесь уже мониторь не мониторь ситуацию, а винить-то некого. Остается лишь надеяться на то, что самый печальный сценарий все же доставать с полки не придется. Иначе мы будем платить не только по частным долгам, но и искать новые источники для погашения государственных обязательств.

Ирина Гоцуляк, старший преподаватель кафедры макроэкономики Казанского государственного финансово-экономического института, к.э.н.:

— Помощь бизнесу за счет средств Стабилизационного фонда — вопрос дискуссионный. Ряд экспертов уже сейчас отмечает вредоносность дополнительных финансовых вливаний в корпоративный сектор. Существует несколько «направлений» прогнозов относительно развития текущей ситуации. Возможно либо улучшение конъюнктуры рынка вследствие «шока» и ужесточение государственного надзора; либо пересмотр структуры госдолга и рефинансирование сектора, но полностью нельзя исключить и скатывания к более глубокому кризису и вхождение в период рецессии. Поэтому такой инструмент, как внешние и внутренние заимствования, надо использовать крайне осторожно и обдуманно.

Новости
14 Декабря 2024, 10:46

В Татарстане утвердили новые тарифы за вывоз мусора

Они начнут действовать с 1 июля 2025 года.

В Татарстане утвердили тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО, которые вступят в силу с 1 июля 2025 года. Тарифы различаются в западной и восточной зонах, сообщили в Госкомитете РТ по тарифам.

Тариф для ООО «УК «ПЖКХ», обслуживающего западную зону, составит 598,49 рублей за куб. м мусора. Тариф для ООО «Гринта», работающего в восточной зоне, будет выше — 614,95 рублей за куб. м. Таким образом, плата за обращение с ТКО с учетом НДС для потребителей ООО «УК «ПЖКХ» составит 117,70 рублей для одного проживающего в многоквартирном доме и 127,68 рубля для одного проживающего в частном доме. Для потребителей ООО «Гринта» плата будет равна 120,94 рублей для одного проживающего в многоквартирном доме и 131,19 рубль для одного проживающего в частном доме.

Напомним, в Татарстане запланировано повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 17,5−22,3% с 1 июля 2025 года.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: