Новости
29 Июня 2007, 10:44

Добро пожаловать в Татарстан, или Проблемы развития внутреннего туризма

Спрос на рынке туризма летом достигает своего максимума. Какие маршруты и условия может предложить туристам гостеприимный Татарстан летом 2007 года — в обзоре TatCenter.ru.

Летом традиционно популярны круизные маршруты по Волге и Каме, в которых участвуют как татарстанцы, так и гости республики, посещающие Татарстан в рамках круизов. По словам начальника отдела развития туристической индустрии министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ Евгении Новиковой, пользуются популярностью культурно-познавательные маршруты и маршруты выходного дня, которые удобны для жителей соседних регионов. Кроме того, Казань приобщается к развитию нового для нашей республики паломнического туризма.

Евгения Новикова, начальник отдела развития туристической индустрии министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ:

— Активно идет прием групп из Москвы и регионов Российской Федерации, приезжающих в турпоездки сроком на 3 — 5 дней. Кроме Казани, маршруты включают в себя такие города, как Елабуга, Болгар, Раифа, Свияжск. Развивается и событийный туризм: игры наших ведущих спортивных команд всегда привлекают большое количество гостей-болельщиков из других городов, так же как и события культурного, общественного, экономического характера, к примеру, завершившийся недавно конгресс Организации городов всемирного наследия или знаменитый праздник Сабантуй.

В 2006 году министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан инициировано создание республиканского туристического маршрута «Жемчужное ожерелье Татарстана», который соединит туристские центры мирового, федерального и республиканского уровня и будет содействовать дальнейшему развитию туризма на территории этих центров и в целом в Республике Татарстан. Предполагается, что маршрут станет «визитной карточкой» Татарстана и будет зарегистрирован как товарный знак. В рамках презентации тура в мае 2007 года состоялся первый рекламный тур для журналистов ведущих российских СМИ, пишущих о туризме. Предполагается, что маршрут «Жемчужного ожерелья» будет включать большое и малое кольца.

Евгения Новикова:

— Малое кольцо радиусом 60−80 км окружает Казань и проходит по территориям муниципальных районов, прилегающих к Казани: Зеленодольскому, Верхнеуслонскому, Лаишевскому, Пестречинскому и Арскому, и, благодаря большому туристскому потенциалу, значительно расширяет туристско-экскурсионную базу столицы республики. Эти районы связаны с Казанью хорошими автомобильными трассами федерального и республиканского значения и водными круизными путями, и уже в настоящее время популяры радиальные туристско-экскурсионные маршруты: Казань — Раифа, Казань — остров-град Свияжск, Казань — Лаишево, Казань — Арск, Казань — Кокушкино. Каждый из входящих в «малое» кольцо районов имеет свой, отличный от других, набор элементов, имеющих значение для развития туризма: самобытную культуру, этнический состав, природные условия, историю и архитектуру, инфраструктуру. Например, Арский район — этническое ядро татарской нации — сохранил практически в первозданном виде быт, традиции и обычаи татарского народа, он дал татарской культуре многих талантливых писателей и просветителей, народных умельцев, владеющих уникальными ремеслами.

Большое кольцо объединяет туристские центры международного и федерального значения: Казань, Болгар, Билярск, Чистополь, Елабугу. Главными звеньями туристского потенциала этих центров является богатейшее культурно-историческое наследие, которое сосредоточено в государственных историко-архитектурных музеях заповедниках (Казанский Кремль, Болгары, Билярск, Елабуга), раскопах древних городищ (Джукетау, Биляр, Сувар) или в историческом ядре городской застройки (Казань, Елабуга, Чистополь), а также уникальные природные территории Волжско-Камского заповедника, Спасского заказника, Чистых лугов. Эти «жемчужины» активно продвигаются на внутреннем и международном туристских рынках, привлекая внимание все большего числа туристов.

В перспективе намечается и третье кольцо маршрута, которое охватит юго-восток Татарстана (Альметьевск, Бугульма, Бавлы, Лениногорск), где в настоящее время формируется база лечебно-оздоровительного отдыха на основе санаториев «Татнефти» и горнолыжного туризма. Маршрут «Жемчужное ожерелье Татарстана» был презентован во время Международной специализированной выставки «Индустрия туризма -2007» в апреле 2007 года.

Новинка туристического бизнеса в Татарстане — паломнические туры, отличающиеся от других поездок тем, что туристами движет не столько любовь к активному отдыху и стремление к новым впечатлениям, сколько желание поклониться святыням земли, принимающей паломников. В Казани основной объект, привлекающий паломников со всего мира — Казанская икона Божией Матери. Недавно администрация Казани принимала группу паломников из Германии и США. Несколько месяцев назад было принято решение о том, что в Татарстане будет создан Центр паломничества. В данное время готовится документация и проект Центра. Планируется, что его создание в Татарстане приведет к налаживанию более тесных контактов с хадж-миссией России и другими туроператорами, которые занимаются отправкой паломников. В Центре будет организовано обучение руководителей групп, проповедников и медиков, а также самих паломников, кроме того, планируется скоординировать действия с государственными органами власти в ходе подготовки к паломничеству в святые для мусульман места. Специалисты Центра будут разрабатывать схему движения транспорта, отвечать за организацию питания и проживания паломников в Мекке и Медине. Также Центр паломничества будет проводить международные конференции по вопросам хаджа, во время которых ведущие мировые туроператоры, занимающиеся вопросами хаджа, будут делиться своим опытом работы.

Резида Довгаль, главный специалист отдела туризма комитета внешних связей и туризма исполкома Казани:

— До революции Казань была одним из самых посещаемых городов России, в том числе и в области паломничества. Наш город — третий в мире, вместе с Фатимой и Лурдом, знаменитый благодаря явлению образа Божией Матери.

С тех пор, как в 2005 году Казанская икона вернулась на место ее обретения, Казань стала еще более привлекательна для паломников. При мэрии Казани появилась дирекция по созданию межконфессионального паломнического центра.

На мой взгляд, стоимость проживания 600−800 рублей сделала бы доступным паломнические туры в нашу республику для гораздо более широкого круга россиян и иностранцев. Именно проблема доступности размещения является основной для паломнического и культурного туризма в Татарстане.

Культурный туризм сейчас активно развивается в России. Казань обладает всеми возможностями для того, чтобы стать одним из российских центров культурного туризма. Это подтверждает и тот факт, что Казань включена в Организацию городов всемирного наследия.

Рамиль Мифтахов, руководитель агентства индивидуального туризма «Персона Грата», президент Ассоциации туристских агентств РТ:

— Наиболее привлекательными для туристов объектами в Татарстане являются мечеть Кул Шариф, Кремль, Раифский заповедник. Но работа в плане продвижения, освещения нашей республики как туристического центра, недостаточна, хотя нужно отметить, что реальные усилия, направленные на развитие и популяризацию туризма в Татарстане, предпринимаются администрацией Казани и властями республики. На мой взгляд, тысячелетие Казани заслуживало более активного предварительного освещения. Теперь оно прошло и Казани нужен другой концепт, с помощью которого туризм в республике продолжит развитие.

Одной из основных проблем привлечения туристов в Казань и Татарстан эксперты считают высокую стоимость проживания в городских гостиницах.

Рамиль Мифтахов:

— Основные проблемы развития туризма в Татарстане — отсутствие дешевых гостиниц, состояние транспортного парка (хорошее транспортное обслуживание обходится чуть дешевле, чем в Москве), аэропорта, железнодорожных путей. К примеру, 13 и 14 пути, на которые часто прибывают поезда с туристами, вызывают отнюдь не самые приятные эмоции от приезда в Казань.

Сергей Пасечник, руководитель магазина путешествий «Companion SP»:

— Казань — это бизнес-центр, деловые люди часто приезжают в наш город в командировки, и они тоже нуждаются в туристических услугах, знакомстве с городом, экскурсиях. Наша задача — сформировать пакет туристических услуг класса эконом, среднего или VIP-класса. В пакет услуг могут входить рестораны, гостиницы, загородные конюшни и многое другое. Однако следует отметить, что база для приема гостей из других городов развита недостаточно. В первую очередь, это касается гостиниц, которые формируют необоснованно дорогие цены. Гости Казани, совершающие деловую командировку, не могут отказаться от нее по причине завышенных цен в гостинице. Однако те, кому просто интересен тысячелетний город, предпочтут отложить этот интерес и посетить другие регионы. Что касается путешествий самих татарстанцев по республике, то большей популярностью, по моим наблюдениям, пользуются корпоративные праздники — выезд на базы отдыха, выходные на теплоходах и т. п.

Рамиль Мифтахов и Сергей Пасечник подчеркивают, что путешествия внутри республики татарстанцы предпочитают совершать самостоятельно, не прибегая к услугам туристических фирм. Однако из этого правила есть исключения — осенью и весной школьники совершают поездки по городам республики в сопровождении гидов.

Елена Герасимова, специалист отдела продаж туристической компании «Ахат-тур» (г. Зеленодольск):

— Если летом туристы предпочитают отдыхать за пределами республики, то осенью и весной спросом пользуются экскурсии по Татарстану, особенно среди школьников. Чаще всего поступают заявки на поездки в Елабугу, Болгар, Билярск. В дальние поездки мы сопровождаем учеников 7−9 классов почти каждый день. А экскурсии по столице Татарстана популярны у всех школьников.

По мнениям экспертов, на рынке туризма в республике наблюдается несколько тенденций, позволяющих прогнозировать успешное развитие этого рынка. В первую очередь, это реализация проекта «Жемчужное ожерелье Татарстана», развитие новых направлений паломнического и культурного туризма, а также событийный туризм, развитие которого напрямую связано с деловой и культурной активностью республики.

Что нового в октябре 2024  09:35

Новости
04 Октября 2024, 19:49

Доля убыточных предприятий в РТ составляет 22−23%

6−7 лет назад этот показатель был равен 24−25%.

В последние годы в Татарстане количество убыточных компаний остается на уровне 22−23%. Об этом рассказал первый замминистра экономики РТ Олег Пелевин на заседании Комитета Госсовета региона по бюджету, налогам и финансам, где обсуждался проект бюджета РТ на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.

По его словам, 6−7 лет назад этот показатель составлял 24−25% и важно понимать, что убыточность компании не всегда связана с ухудшением финансовых результатов. Некоторые предприятия терпят убытки из-за реализации инвестпроектов. Он добавил, что все эти компании находятся под контролем. В частности, риски и платежеспособность еженедельно анализируются у более чем 400 предприятий.

Ранее TatCenter писал, что в РТ в этом году ликвидировали 24 унитарных предприятия, еще 56 ожидает реформация.

Пелевин Олег Владимирович

Первый заместитель министра экономики РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: