В Казани открылся XXXVIII Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина. С традиционным приветственным словом к зрителям обратился председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин. Он отметил, что Шаляпинский фестиваль — единственный в России с такой масштабной историей. Отдельную благодарность за поддержку оперного искусства Татарстана спикер выразил директору Большого театра Владимиру Урину, который также находился в этот день в зале.
Справка
В июне 2020 года гастроли Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля пройдут на знаковой российской сцене — в Большом театре. Столичная публика увидит 4 национальных спектакля: оперы «Джалиль» и «Сюмбике», балеты «Шурале» и «Золотая Орда».
Первым спектаклем в рамках оперного фестиваля в Казани стала, как и в прошлом году, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова в постановке Михаила Панджавидзе. Сам автор называл свое произведение «наиболее виртуозной и уравновешенной» оперой и был ею «ужасно доволен». Местный зритель хорошо знаком с этой пьесой. За всю историю казанского оперного театра она была поставлена здесь шесть раз.
В центре событий — история третьей женитьбы Ивана Грозного. При этом сам царь появляется на сцене всего два раза и как «лицо без речей». Все дело в том, что во времена постановки пьесы цензура запрещала показывать русских царей на сцене поющими.
Действие разворачивается в Александровской слободе, где проходят царские смотры невест и рушатся судьбы Марфы Собакиной и Ивана Лыкова. Поскольку события развиваются во времена опричнины, «царевы слуги» играют в постановке особую роль. В трактовке художника по костюмам Нины Гурло (Белоруссия), опричники одеты в форменную одежду, по которой сложно определить к какой эпохе они относятся, хотя и воссозданы они по моде 16 века. Пресловутые собачьи головы тут заменены на лисьи хвосты.
Опричники в контексте этой оперы — фундамент, на котором держится власть царя — они чувствуют себя безнаказанными и обличенными беспредельной властью над судьбами других. Недаром в их хоре есть слова «За расправу эту ль до веку им слава».
В премьерном спектакле фестиваля были заняты как артисты казанской сцены: партии новгородского купца Василия Собакина и его дочери Марфы исполнили заслуженный артист России Михаил Казаков и любимица местной публики заслуженная артистка РТ Гульнора Гатина, так и приезжие звезды. В роли опричника Григория Грязного — артист Большого театра Республики Беларусь Станислав Трифонов. В роли Малюты Скуратова — Сергей Ковнир из Украины. Артисты Мариинского театра Сергей Семишкур и Екатерина Сергеева исполнили роли Ивана Лыкова и Любаши.
И главные, и эпизодические герои оперы — исторические персонажи и имеют реальные прототипы. Исключение составляет только главная интриганка действия — любовница Грязного Любаша.
Сюжет разворачивается в рамках любовного треугольника: Грязной-Любаша-Марфа. Григорий, пораженный красотой Марфы, решает опоить ее приворотным зельем, чтобы она разлюбила своего жениха Ивана Лыкова. Любаша, узнавшая коварный план возлюбленного, строит свои козни, дабы не допустить этого.
Сюжет русского поэта и драматурга Льва Мея, созданный еще в 1849 году, держит современного зрителя, пресыщенного боевиками и сериалами, в напряжении и сегодня. В вечер открытия фестиваля, некоторые из тех театралов, кому был незнаком сюжет классической оперы, в перерывах между действиями и сменами декораций строили свои предположения и догадки по развязке сюжета и искренне надеялись на счастливый финал, которого, увы, здесь не будет.
Из письма Н. Римского-Корсакова своему сыну:
«В общем, своей оперой я ужасно доволен: в ней все вышло, все звучит — и голоса, и оркестр; и по сцене все выходит, ни одной длинноты, а интерес возрастает с каждым действием. Думаю, что это наиболее виртуозная и уравновешенная из моих опер, а по эклектизму своих форм и средств она представляет наиболее желательный тип современной оперы. Я убежден, что ее когда-нибудь еще оценят с этой именно стороны».
Размах декораций и пышность костюмов, великолепно исполненные партии и благодарные аплодисменты зрителей стали отличным заделом для начала Шаляпинского фестиваля. Он продлится в Казани до 23 февраля и завершится оперой «Сююмбике» Резеды Ахияровой.
По традиции в работе фестиваля примут участие именитые певцы и дирижеры не только российского, но и мирового масштаба. Так, запланировано участие дирижеров Марко Боэми и Стефано Романи из Италии, народной артистки России Татьяны Ерастовой и давнего друга казанского театра, солиста Мариинки Ахмеда Агади.
Афиша XXXVIII Международного оперного фестиваля имени Ф.И. Шаляпина
31 января, 1 февраля - "Царская невеста" Н. Римский-Корсаков
4 февраля - "Богема" Дж. Пуччини (концертное исполнение)
6 февраля - "Трубадур" Дж. Верди
9 февраля - "Пиковая дама" П. Чайковский
11 февраля - "Севильский цирюльник" Дж. Россини
12 февраля - "Борис Годунов" М. Мусоргский
14 февраля - "Риголетто" Дж. Верди
16 февраля - "Аида" Дж. Верди
19 февраля - "Набукко" Дж. Верди
23 февраля - "Сююмбике" Р. Ахиярова
Алсу Хафиз
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: