Новости
03 Февраля 2020, 09:17

«До веку им слава» — в Казани открыли Шаляпинский фестиваль

Первым спектаклем в фестивальной афише стала уже знакомая публике «Царская невеста». Какие еще постановки увидит казанский зритель в рамках оперного форума и чьи фамилии значатся в списке приглашенных гостей — читайте в материале TatCenter.

В Казани открылся XXXVIII Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина. С традиционным приветственным словом к зрителям обратился председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин. Он отметил, что Шаляпинский фестиваль — единственный в России с такой масштабной историей. Отдельную благодарность за поддержку оперного искусства Татарстана спикер выразил директору Большого театра Владимиру Урину, который также находился в этот день в зале.

Фото gossov.tatarstan.ru

Справка

В июне 2020 года гастроли Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля пройдут на знаковой российской сцене — в Большом театре. Столичная публика увидит 4 национальных спектакля: оперы «Джалиль» и «Сюмбике», балеты «Шурале» и «Золотая Орда».

Первым спектаклем в рамках оперного фестиваля в Казани стала, как и в прошлом году, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова в постановке Михаила Панджавидзе. Сам автор называл свое произведение «наиболее виртуозной и уравновешенной» оперой и был ею «ужасно доволен». Местный зритель хорошо знаком с этой пьесой. За всю историю казанского оперного театра она была поставлена здесь шесть раз.

Фото shalyapin.kazan-opera.ru

В центре событий — история третьей женитьбы Ивана Грозного. При этом сам царь появляется на сцене всего два раза и как «лицо без речей». Все дело в том, что во времена постановки пьесы цензура запрещала показывать русских царей на сцене поющими.

Действие разворачивается в Александровской слободе, где проходят царские смотры невест и рушатся судьбы Марфы Собакиной и Ивана Лыкова. Поскольку события развиваются во времена опричнины, «царевы слуги» играют в постановке особую роль. В трактовке художника по костюмам Нины Гурло (Белоруссия), опричники одеты в форменную одежду, по которой сложно определить к какой эпохе они относятся, хотя и воссозданы они по моде 16 века. Пресловутые собачьи головы тут заменены на лисьи хвосты.

Опричники в контексте этой оперы — фундамент, на котором держится власть царя — они чувствуют себя безнаказанными и обличенными беспредельной властью над судьбами других. Недаром в их хоре есть слова «За расправу эту ль до веку им слава».

В премьерном спектакле фестиваля были заняты как артисты казанской сцены: партии новгородского купца Василия Собакина и его дочери Марфы исполнили заслуженный артист России Михаил Казаков и любимица местной публики заслуженная артистка РТ Гульнора Гатина, так и приезжие звезды. В роли опричника Григория Грязного — артист Большого театра Республики Беларусь Станислав Трифонов. В роли Малюты Скуратова — Сергей Ковнир из Украины. Артисты Мариинского театра Сергей Семишкур и Екатерина Сергеева исполнили роли Ивана Лыкова и Любаши.

И главные, и эпизодические герои оперы — исторические персонажи и имеют реальные прототипы. Исключение составляет только главная интриганка действия — любовница Грязного Любаша.

Сюжет разворачивается в рамках любовного треугольника: Грязной-Любаша-Марфа. Григорий, пораженный красотой Марфы, решает опоить ее приворотным зельем, чтобы она разлюбила своего жениха Ивана Лыкова. Любаша, узнавшая коварный план возлюбленного, строит свои козни, дабы не допустить этого.

Фото shalyapin.kazan-opera.ru

Сюжет русского поэта и драматурга Льва Мея, созданный еще в 1849 году, держит современного зрителя, пресыщенного боевиками и сериалами, в напряжении и сегодня. В вечер открытия фестиваля, некоторые из тех театралов, кому был незнаком сюжет классической оперы, в перерывах между действиями и сменами декораций строили свои предположения и догадки по развязке сюжета и искренне надеялись на счастливый финал, которого, увы, здесь не будет.

Из письма Н. Римского-Корсакова своему сыну:

«В общем, своей оперой я ужасно доволен: в ней все вышло, все звучит — и голоса, и оркестр; и по сцене все выходит, ни одной длинноты, а интерес возрастает с каждым действием. Думаю, что это наиболее виртуозная и уравновешенная из моих опер, а по эклектизму своих форм и средств она представляет наиболее желательный тип современной оперы. Я убежден, что ее когда-нибудь еще оценят с этой именно стороны».

Размах декораций и пышность костюмов, великолепно исполненные партии и благодарные аплодисменты зрителей стали отличным заделом для начала Шаляпинского фестиваля. Он продлится в Казани до 23 февраля и завершится оперой «Сююмбике» Резеды Ахияровой.

По традиции в работе фестиваля примут участие именитые певцы и дирижеры не только российского, но и мирового масштаба. Так, запланировано участие дирижеров Марко Боэми и Стефано Романи из Италии, народной артистки России Татьяны Ерастовой и давнего друга казанского театра, солиста Мариинки Ахмеда Агади.

Фото shalyapin.kazan-opera.ru

Афиша XXXVIII Международного оперного фестиваля имени Ф.И. Шаляпина

31 января, 1 февраля - "Царская невеста" Н. Римский-Корсаков

4 февраля - "Богема" Дж. Пуччини (концертное исполнение)

6 февраля - "Трубадур" Дж. Верди

9 февраля - "Пиковая дама" П. Чайковский

11 февраля - "Севильский цирюльник" Дж. Россини

12 февраля - "Борис Годунов" М. Мусоргский

14 февраля - "Риголетто" Дж. Верди

16 февраля - "Аида" Дж. Верди

19 февраля - "Набукко" Дж. Верди

23 февраля - "Сююмбике" Р. Ахиярова

Алсу Хафиз

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: