Среди тем, рассмотренных на серии семинаров «Электронные СМИ: актуальные вопросы развития»и проведенных агентством «Татмедиа», вниманию представителей СМИ были предложены доклады двух конкурентов: «TNS Gallup Media» и «РОМИР Мониторинг — Казань». Борьба за умы рекламодателей и держателей эфира развернулась в ходе двух докладов:
- «Анализ аудитории СМИ в России и Казани. Динамика изменения предпочтений» (Д.Колесов, «TNS Gallup Media»)
- «Опыт измерения аудитории СМИ, ноябрь — декабрь 2004, г. Казань» («РОМИР Мониторинг — Казань»)
Докладчик от «Gallup» представил данные пиплметрических исследований (замеры переключений и длительности нахождения на том или ином канале при помощи специального оборудования) телевизионных предпочтений в России и Казани. Кроме того, уже по другим методикам исследовались аудитории печатных СМИ и радиостанций. Самые дорогие с точки зрения рекламы телесмотрящие жители Казани в большинстве своем распределились между ОРТ (около 25\%), ГТРК (около15\%), СТС (15\%). Непосредственно за тройкой лидеров следуют «Эфир» (8−9\%) и каналы Кабельного ТВ (7−8\%). Причем высокая «кабелизированность», как выразился г-н Колесов, казанской аудитории является её отличительной чертой в сравнении с другими регионами.
Другой особенностью казанских телезрителей является их повышенный интерес к музыкальным программам, за ними следуют, как и в остальных российских регионах, «развлечения», «кино» и только после — новостные программы. Казанские исследования также показали общероссийскую тенденцию снижения доли аудитории НТВ. Также на смену тройке лидеров ОРТ, НТВ, ГТРК (1999 — 2000 гг.) приходит тройка ОРТ, ГТРК и Локальная компания (в нашей республике — «СТС-Казань»).
Среди газет в борьбе за аудиторию лидируют «Ва-банк», «Программа для всех» и «Комсомольская правда», из журналов в первую тройку вошли «Совершенно секретно», «За рулем» и «Burda».
Аудитории ежедневных газет неуклонно снижаются последние 5 лет. Так, «Вечерка» в 1999 году имела популярность у 25 тыс. казанцев, сегодня эта цифра — чуть больше 5 тыс.
Стабильны аудитории у радиостанций, среди которых на ведущих позициях по среднесуточному охвату находятся «Русское радио», «Динамит-FM» и «БИМ-радио». «Gallup Media» подтверждает прискорбный факт относительно низкой представленности Интернета в информационных предпочтениях казанцев.
Метод пиплметрии, которым пользуется «TNS Gallup Media» при проведении своих исследований по всему миру, довольно дорог, но вместе с тем технологичен и менее трудоемок как с точки работы респондента, так и с точки зрения обработки данных. В казанских исследованиях, которые проводились в период 1999 — 2004 гг., участвовало 200 человек, или 79 семей (это обычный объем выборки для российских городов-миллионников, в Москве — 600 чел., в Санкт-Петербурге — 300).
Подводя итоги, докладчик от «Gallup» заметил, что телеаудитория все более сегментируется, новые каналы забирают аудиторию у лидеров, и что в Казани самое большое количество широкополосных кабельных каналов. Лидерами читательского спроса названы «Ва-банк» и «Телесемь».
С точки зрения развития Сети в нашем городе и республике крайне полезно знать точки пересечения различных аудиторий,
Методики РОМИРа построены на дневниковых записях перемещений внимания респондента. Поскольку методика таких полевых исследований может быть унифицированной, то точки пересечения аудиторий найти можно. О чем представители РОМИР не замедлили сообщить участниками семинара. Дневниковые исследования строятся на ведении подробного дневника собственного перемещения по каналам. Такие исследования требуют большей усидчивости, но и позволяют подойти к каждому заказчику индивидуально.
РОМИР обнародовал результаты недавних ноябрьских исследований телеуадитории (которая у нас составляет 99,3\% от общего количества населения). Результаты показали, что у «Эфира» аудитория больше, чем у ГТРК. Больше всего казанцы в ноябре 2004 г. смотрели Первый канал (69,1\% — накопленная за неделю аудитория), «Эфир» (94,4\%), ГТРК (75,6\%). Метод дневниковых исследований позволяет более гибко подстраиваться под клиента, предлагать ему разные конфигурации одних и тех же данных, но требует большего количества рабочих рук и ума. Волна исследований РОМИР продолжиться, а в ближайшее время охватит регионы.
И тот, и другой методы, по словам обеих сторон, имеют свои плюсы и минусы, что, по мнению докладчика РОМИРа, может служить основанием как для конкуренции, так и для сотрудничества. Для нас же очевидно, что и конкуренция, и сотрудничество на рынке исследований для бизнеса служат дополнительным фактором развития предпринимательской активности и повышению доли обоснованных и рациональных решений в экономике.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: