Новости
29 Июня 2011, 07:02

Дилерам стало легче дышать

Главный драйвер автомобильного ритейла — кредитование — стремительно наращивает обороты. Если в конце 2010 г. дилеры еще стеснялись заявлять о бурном росте, то теперь они опять с докризисной уверенностью смотрят в будущее. По мнению экспертов, на уровень 2008 года авторынок Татарстана выйдет в 2012 году.

продажа легковых автомобилей В феврале 2011 г., по данным аналитического агентства «Автостат», продажи автомобилей в России выросли на 80% к низкой базе кризисного февраля 2010 года. К маю же динамика снизилась до 48%. Как объяснил «ДК» аналитик «Автостата» Азат Тимерханов, на рост продаж повлияло постепенное оживление рынка с марта 2010 г., благодаря мерам государственной поддержки.

«Автохлам» пригодился

Предпосылки восстановления рынка дилеры ощутили еще прошлой осенью. Стабилизации отрасли во многом способствовали государственные программы и, в первую очередь, утилизация «автохлама». Программа стартовала по всей России в марте 2010 г. и помогла за год продать около 400 тыс. автомобилей отечественного производства, в том числе 21,1 тыс. в Татарстане. По словам заместителя генерального директора компании «КАН АВТО» Сергея Чернова, программа позволила увеличить объемы отечественного автопрома в 1,5 раза. «АВТОВАЗ» не просто вышел на желаемую мощность в 700 тыс. авто в месяц. В определенные периоды на рынке даже ощущался дефицит автомобилей", — отмечает он.

В предпочтениях автовладельцев Татарстан не сильно отличился от других российских регионов — по сертификатам приобретались преимущественно «Лады» (18,4 тыс. автомобилей с марта 2010 по апрель 2011 г.) и «Фиаты» (1,6 тыс. автомобилей). В апреле 2011 г. на радость автосалонам, в первую очередь дилерам «АВТОВАЗа», программа в очередной раз была продлена — до осени 2011 г. Впрочем, участники рынка отмечают, что из 50 тыс. дополнительно выпущенных на регионы сертификатов уже осталось менее 3 тыс., и они разойдутся гораздо раньше срока официального завершения программы.

По мнению Сергея Чернова, невозможно предугадать, как будет развиваться рынок без программы утилизации. «Программа дала возможность людям, которые имели поддержанную машину, продать ее и купить новую. Других рычагов стимулирования спроса на российском авторынке сегодня нет», — отметил он.

Предложенная в качестве одной из таких мер госпрограмма льготного кредитования на покупку авто российской сборки оказалась в разы менее эффективной, чем проект утилизации. По мнению дилеров, госпрограмма предлагает автолюбителям недостаточно привлекательные условия кредитования. Вместе с тем дистрибуторы иномарок разработали собственные кредитные продукты совместно с банками-партнерами, когда процентные ставки по кредитам на авто снижались до пары процентов. А по некоторым программам базовая стоимость автомобиля при покупке в кредит получалась ниже розничной.

Кредитование вернулось на «круги своя»

Именно восстановление автокредитования эксперты считают основным трендом в автомобильном ритейле в 2011 г. Не секрет, что резкое снижение объемов кредитования стало одним из основных причин кризисного падения рынка. С одной стороны, банки перестали выдавать дешевые кредиты. С другой стороны, наученные горьким опытом, люди постарались отказаться от приобретений в долг.

Сегодня ситуация поменялась. По словам соучредителя компании «АКОС» Михаила Котлярова, если в первой половине 2009 г. в кредит покупалось не более 15−20% автомобилей, то сегодня уже до 70% отечественных автомобилей и около 35−40% иномарок. А по оценке гендиректора «РРТ-Казань» Никиты Сухачева — почти 60%.

Кризис повлиял на изменение стратегий в производстве и продвижении автомобильных брендов. Как отмечают эксперты, до 2009 г. было в порядке вещей продавать устаревшие и недоукомплектованные автомобили. По словам Сергея Чернова, нынешний клиент не бросается на любые автомобили, которые предлагают автосалоны, но скрупулезно изучает все предложения и рассчитает все свои затраты — от стоимости автомобиля до расходов на бензин и сервисное обслуживание. «Некоторые иностранные производители пошли по ошибочному пути, предлагая модели с относительно невысокой стоимостью самой машины, но достаточно высокой ценой на ремонтные работы и комплектующие», — отмечает Чернов.

Как рассказал Азат Тимерханов, в период кризиса продажи машин сместились в сторону бюджетного сегмента, но более всего пострадал сегмент автомобилей стоимостью $ 10 — 20 тыс., который упал с 44,7% до 32,9%. Чтобы восстановить позиции на рынке, автоконцерны начали производство
автомобилей класса «С», дополненные опциями автомобилей более высокого класса. По словам Сергея Чернова, пионером выступил Chevrolet с моделью Cruze, но дальше всего в этом вопросе пошли корейские производители, в первую очередь Hyundai. Участники рынка не сомневаются, что вскоре эта тенденция затронет всех зарубежных производителей, хотя еще недавно автоконцерны колебались, стоит ли вводить апгрейды в этот сегмент, и так пользующийся наибольшей популярностью на рынке.

Мешает дефицит

Несмотря на то, что рынок практически восстановился после кризиса, до объемов 2007—2008 гг. еще далеко. Генеральный директор ГК «Делфо» Айдар Гафуров рассказал «ДК», что отставание от докризисных показателей составляет приблизительно 20%. «Мы, я думаю, могли бы продавать как минимум на 30% больше, чем сейчас», — подчеркнул он. Но этому по-прежнему мешает дефицит поставок популярных иномарок. Как отмечает Михаил Котляров, производители не поставляют самые дешевые авто, которые нужны клиентам, потому что это для них не самые выгодные продажи. Проблемы с поставками в 2009—2010 гг. были у многих иностранных производителей — General Motors, UZ-Daewoo, Volkswagen.

В 2011 г. на поставках иностранных автомобилей отразились мартовское землетрясение и авария на АЭС в Японии. Причем, от этого пострадали не только японские концерны. Уже сегодня поставки некоторых моделей иномарок из Америки, Европы и Азии упали в два раза, а в июле-августе ожидается весьма ощутимый дефицит. Как объяснил Михаил Котляров, небольшие японские фирмы производят некоторые компоненты, используемые при сборке автомобилей по всему миру. «Теперь концерны вынуждены диверсифицировать риски, размещая производство комплектующих за пределами Японии, но этот процесс может занять несколько месяцев», — пояснил он.

Участники рынка прогнозируют, что уже в 2012 г. объемы продаж достигнут уровня 2008 г. — около 40 тыс. автомобилей в Татарстане. По словам Никиты Сухачева, сейчас положение игроков на рынке диктуется жестким квотированием автомобилей. «На новую модель Nissan Juke мы принимаем заказы только на декабрь. К сожалению, поставить автомобили быстрее не получается. Надеемся, что дефицит уйдет к 2012 г., и тогда мы увидим существенный рост», — подчеркнул он.

Журнал «Деловой квартал»

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: