Проект поправок в Бюджетный кодекс, определяющих источники финансирования дорожных фондов, Минфин опубликовал вчера на своем сайте.
Напомним, федеральный и региональные дорожные фонды появятся с 2011 года. Инициатором их воссоздания был Минтранс, идею поддержал и президент Дмитрий Медведев. Специальные дорожные фонды уже существовали в России в 1990-е года, но система была признана неэффективной — часто деньги просто разворовывались. Вернуться к финансированию дорожного строительства через фонды Минтранс предложил из-за нехватки бюджетных средств.
Федеральный фонд станет частью бюджета, в него будут зачислены средства, уже заложенные на дороги. Также в фонд поступят доходы от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла, плата за проезд автомобилей, зарегистрированных не в России, грузовиков массой больше 12 т, штрафы за нарушение правил перевозки крупногабаритных грузов и проезда грузовиков. Кроме того, чиновники рассчитывают на безвозмездные пожертвования от частных лиц и организаций. Средства из фонда пойдут на строительство, капитальный ремонт и содержание федеральных трасс. Региональные власти смогут выбрать, как финансировать содержание местных дорог, — сохранить действующую систему или создавать свои дорожные фонды.
Как ранее сообщал TatCenter.ru, о создании в Татарстане дорожного фонда заявил Рустам Минниханов на сессии Госсовета РТ, прошедшей 23 сентября. Глава республики тогда уточнил, что «точной пропорции пока нет, но предполагается, что на уровне республики фонд будет формироваться из части налога на прибыль, акцизов на ГСМ, и транспортного налога. Подобные фонды необходимы для обеспечения прозрачности финансирования дорожной отрасли. Хотя у нас в республике и сейчас эти расходы превышают расчетные показатели, но в других регионах ситуация иная».
Эксперты портала TatCenter.ru тогда неоднозначно оценили инициативу возврата к дорожным фондам. Так по словам председателя ТРО «ОПОРА РОССИИ» Азата Газизова, результат будет зависеть от того, какие задачи будет решать фонд. Если фонды не повлекут дополнительной нагрузки на плечи жителей республики, и благодаря ним будет улучшаться качество дорог в Татарстане, то эксперты обеими руками «за».
Главная цель — привести в нормальное состояние дороги
Возврат к системе фондов позволит практически не менять планы финансирования дорожного строительства, заложенные в транспортной федеральной целевой программе на 2010−2015 гг., говорил министр транспорта Игорь Левитин: главная цель — привести в нормативное состояние 85\% федеральных дорог к 2015 году — будет выполнена (сейчас нормативам соответствует лишь треть федеральных дорог).
Из-за кризиса дорожное финансирование было сокращено на 70\%, возврат к системе дорожных фондов — единственная возможность найти деньги, отмечает заместитель гендиректора Института транспортной инфраструктуры Светлана Воронцова. Кризис действительно серьезно скорректировал планы инвестиций в дорожное хозяйство, признает чиновник Минтранса, денег не оказалось ни у государства, ни у инвесторов. Повышение акцизов и введение платы за проезд грузовиков — это приемлемые для автовладельцев меры, которые позволят соблюсти баланс интересов, объясняет он: «Те, кто ездит по дорогам, должны быть заинтересованы в их качестве», пишет газета «Ведомости».
Базовый объем федерального дорожного фонда составит 254,1 млрд. рублей, с учетом дополнительных поступлений в 2011 году на дороги смогут потратить 386,7 млрд. рублей, в 2012 году — 347,2 млрд., в 2013 году — 395,2 млрд.
По данным Минфина, увеличение акцизов на бензин на 1 руб. в 2011—2013 годах добавит дорожному хозяйству 84,3 млрд. рублей, 178,7 млрд. и 285,2 млрд. соответственно. Плата за проезд грузовиков массой свыше 12 т будет введена с 2012 года и составит 4200−13 736 рублей в год в зависимости от типа транспорта. Эта мера позволит пополнять фонд на 60 млрд. рублей в год. Тем, кто попытается избежать платы, грозят серьезные штрафы, которые также будут поступать в фонд. Не заплатившему сбор за проезд грузовика водителю грозит штраф в 5 тыс. рублей, индивидуальному предпринимателю — 40 тыс. рублей. За повторное нарушение водителя на месяц лишат прав, а штраф с предпринимателя вырастет до 50 тыс. рублей. Максимальный штраф для юрлиц за первое нарушение — 137 360 рублей, за повторное — до 343 400 рублей.
В конечном счете инфраструктура всегда финансируется за счет поступлений в бюджет, говорит партнер ФБК Игорь Николаев, но момент для повышения налогового бремени выбран неподходящий. Растет нагрузка на средний класс и малых предпринимателей, ведь значительная часть грузового парка принадлежит им, считает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Он не исключает акций протеста. Дорожные фонды надо возрождать, продолжает Лысаков, но пополняться они должны не за счет роста нагрузки на автомобилистов: правительство обмануло их, подняв акцизы и сохранив при этом транспортный налог.
Проблема дорожного финансирования связана не столько с количеством денег, сколько с эффективностью их расходования, говорит Николаев: созданием фонда эффективность не повысить, один раз фонды уже ликвидировали, не совсем понятно, что изменилось с тех пор.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: