Игорь Артемьев рассчитывает, что эти дела завершатся снижением розничных цен. Справедливая цена, по его мнению, должна быть 19 с небольшим рублей за литр 95-го бензина в европейской части России (сегодня — около 22 рублей за литр). Эксперты, однако, не верят в то, что ФАС добьется поставленной цели, так как оптовые цены на нефтепродукты в январе снова резко пошли вверх. Нефтяные компании, в свою очередь, считают цены на своих заправках полностью соответствующими рыночным условиям.
«Все бензины, кроме Аи-98, должны стоить меньше 20 рублей. В Сибири и на Дальнем Востоке, с учетом затрат на транспортировку, цены могут быть больше 20 рублей, но ненамного», — заявил в четверг Игорь Артемьев. По словам руководителя ФАС, антимонопольная служба поручила всем своим территориальным управлениям возбудить дела по итогам мониторинга ценообразования на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов. «Мы видим, что цены на АЗС гораздо выше мировых цен, особенно тяжелая ситуация на Дальнем Востоке, но она недостойная и в центре», — сообщил в четверг Игорь Артемьев.
«Как в эпоху феодализма»
Артемьев прошелся не только по крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), которые занимают около 50\% розничного рынка, но и по независимым компаниям. «Они (независимые компании) принадлежат разным бизнесменам, многие из которых связаны с местными властями и криминальными группировками, для них вообще закон не писан, они считают, что сейчас, как в эпоху феодализма, можно устанавливать любые цены, и они договариваются о ценах между собой», — пригвоздил нефтекнязьков Артемьев. По его словам, расклад на розничном рынке бензина таков: в каждом регионе доминирует одна ВИНК и 3—4 местных предпринимателя. Соблазн вступить в ценовой сговор очень велик.
Впрочем, аналитики оправдывают частных предпринимателей и считают виновниками ситуации только крупные компании. «В России практически отсутствуют независимые НПЗ, а значит, мелкие АЗС вынуждены обращаться за сырьем к ВИНКам и покупать топливо по той цене, которую им назначат. Нельзя сбрасывать со счетов и проблему дискриминации крупными НК независимых АЗС в пользу собственных автозаправочных сетей», — считает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток.
«Взять за воротник»
По оценкам экспертов, общая сумма исков в отношении нефтяных компаний, если ценовой сговор будет доказан, может составить миллиарды рублей. Кроме того, компании могут не отделаться штрафами. Игорь Артемьев напомнил, что в данный момент на рассмотрении в Госдуме находится второй пакет антимонопольных законопроектов, которые, в частности, предусматривают уголовную ответственность за ценовой сговор. Пакет должен быть принят в первой половине года. «Это по сути дела мошенничество. В 2009 году мы покажем первые примеры, когда возьмем за ворот этих людей (организующих ценовой сговор. — „Газета“) и покажем всей стране», — пригрозил Артемьев.
По его словам, первое нарушение может караться реальным или условным сроком лишения свободы на два года, за последующие нарушения срок будет увеличиваться и максимально составит семь лет лишения свободы. О масштабе грядущего можно судить по уже возбужденным делам в отношении нефтяных компаний. Напомним, что в декабре 2008 года ФАС оштрафовала ЛУКОЙЛ и «Роснефть» за злоупотребление ценами на бензин, дизтопливо, авиакеросин и мазут в общей сложности на 3 млрд рублей. Правда, «Газпром нефти» позже удалось оспорить штраф в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
«Не допустить разнонаправленного движения»
Экспертное сообщество разделилось на два лагеря. Первые считают, что нефтяники сами виноваты и должны последовать рекомендациям ФАС. Другие выступают в защиту НК, считая сегодняшнюю цену справедливой (например, Аи-95 стоит сейчас 22 рубля за литр), и с недоумением воспринимают угрозы Игоря Артемьева.
«Это странное заявление. Если бы оно прозвучало в конце декабря, в этом была бы справедливость, но сейчас оптовые цены резко пошли вверх, так как наблюдается дефицит 92-го бензина и дизельного топлива. Уже сейчас оптовые цены вышли на середину ноября, когда розничные цены были выше, чем сегодня», — считает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По сравнению с концом декабря, когда тонна 92-го бензина на спотовом рынке стоила 11,1 тыс. рублей, ее стоимость на 30 января 2009 года выросла до 15,3 тыс. рублей. По словам Аркуши, оптимальный показатель рентабельности при продаже бензина в розницу не ниже 15\%. Сейчас он выше, и у нефтяников есть определенный запас. «В ближайшее время цены в рознице из-за этого запаса не будут повышаться, но и не будут понижаться, так как не один бизнесмен не допустит разнонаправленного движения», — добавил Аркуша. В оправдание нефтяников он сообщил, что в цене бензина в рознице составляющая нефтяной цены занимает менее 10\%.
По словам главы Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, работа в условиях, когда цена на нефть была выше отметки $ 100 за баррель, все равно не обогатила нефтяников и нефтепереработчиков. Нормы технологической обработки нефти на НПЗ российских ВИНК не соответствуют современным стандартам. Из-за этого компании не получают дополнительную прибыль, которая могла бы поступать от продажи нефтепродуктов. «На российских НПЗ глубина переработки составляет 70\%, в то время как этот показатель в развитых странах составляет 85\% и достигает 95\%», — утверждает Геннадий Шмаль. По его словам, только при экспорте дизельного топлива компании теряют до $ 2 млрд в год. А на большинстве российских НПЗ капитальная модернизация в последний раз проводилась в 70—80-х годах. В благоприятных рыночных условиях не росла и производительность труда. По данным Шмаля, если, например, в Shell она составляет $ 4,8 млн на человека в год, то у ЛУКОЙЛа этот показатель равен только $ 0,83 млн. А стоимость производимых в год нефтепродуктов в России составляет $ 41 млрд, в то время как в США этот показатель равен $ 630 млрд, а в Китае — $ 270 млрд.
По словам аналитика ИАЦ «Кортес» Павла Строкова, одним из факторов движения оптовых цен вверх является рост курса доллара по отношению к рублю, а также ожидание снижения экспортных пошлин на нефть. Чем ниже экспортная пошлина на нефть, тем меньше бензина будет в России. Кроме того, считает Строков, за счет поддержания высоких розничных цен нефтяники покрывают убытки, связанные с падением цены на нефть на мировом рынке.
Кроме того, как считают многие эксперты, в том, что цены на нефтепродукты не снижаются вслед за нефтеценами, виновны не нефтекомпании, а государство. Дело в том, что доля налогов в стоимости топлива в России составляет 60\%, в то время как в США этот показатель составляет только 20—30\%. «Это НДПИ, акциз, налог на оборудование
Комментарии нефтяных компаний, как обычно, сухи и лаконичны. «Мы всегда действовали и будем действовать в соответствии с законодательством и исходя из тех реалий, что диктует рынок», — заявил представитель «Роснефти» Николай Манвелов. «Справедливыми мы считаем как раз те цены, которые установлены у нас на заправках. Они достаточно низкие, за последние пять месяцев (с сентября 2008 года) цены на бензин на наших АЗС снизились на 15\%. Мы полагаем, что они полностью отвечают рыночной конъюнктуре, сложившейся в настоящее время», — утверждает пресс-секретарь ТНК-BP Николай Горелов.
Мировые цены на бензин (Premium/АИ 95), февраль 2009 года
США | 0,56 |
Великобритания | 1,24 |
Германия | 1,49 |
Франция | 1,44 |
Италия | 1,46 |
Нидерланды | 1,68 |
Саудовская Аравия | 0,21 |
Источник: Energy Information Administration (США)
Бензиновый рынок в России по-настоящему конкурентен?
ЕВГЕНИЙ АРКУША, президент Московской топливной ассоциации
Конечно, нет. Ведь у нас нефтяные компании можно пересчитать по пальцам одной руки, а вот, скажем, в США их больше сотни. Вот вам и ответ: само государство уничтожает конкуренцию, монополизируя рынок и интегрируя все в руках нескольких компаний.
Надо создать биржу, рынок, сделать так, чтобы наши внутренние цены были отвязаны от мировых. Нужно реконструировать заводы, чтобы они выпускали не 200 кг из 1 тонны светлых нефтепродуктов, а 500—600, как в развитых странах. И налоговую нагрузку надо снизить, чтобы 60\% конечной цены не уходило в налоги. Тогда работать на внутренний рынок будет выгодно. Сейчас же цены формируются обратным счетом от мировых. Тем не менее в Москве и в Петербурге достаточно большая конкуренция. Но ситуация все равно парадоксальная: вроде конкуренция есть, и на базах очень много нефтепродуктов, а по отдельным позициям — дефицит. Продукт придерживают, понимая, что в ближайшее время вырастут цены.
ГЕННАДИЙ ШМАЛЬ, президент Союза нефтегазопромышленников России
Нет, не конкурентен. Во многих регионах, особенно на востоке страны, у нас буквально одна, редко — две компании способны предложить свои услуги по оптовой продаже бензина. Осенью я был в Иркутской области. Хотя там есть своя ангарская компания, цены значительно выше, чем в Москве. Конечно, когда одна компания на регион, говорить о конкуренции не приходится.
Само размещение наших нефтеперерабатывающих заводов не очень рационально. Основные расположены вдоль Волги, начиная с Казани, Нижнекамска, Уфы. Это самарские, волгоградские, пермские предприятия. Такое размещение было удачным, когда у нас водный транспорт был главным. Но сегодня этого уже нет. Поэтому выросли объемы перевозок. Мы из Тюмени тащим нефть в центральные районы, а потом в Тюмень завозим нефтепродукты.
Переработка нерационально организована. Главным топливом для теплоэлектростанций был мазут. И до сих пор схема сохраняется. Мы производим много мазута, а светлых нефтепродуктов — всего 42—43\%.
Надо строить новые заводы. Например, китайцы добывают в два с лишним раза меньше, чем мы, но имеют сегодня без малого сотню приличных заводов (правда, они еще и покупают примерно 130 млн тонн нефти). Заводы они размещают равномерно на территории страны.
Надо строить заводы в непосредственной близости от морских портов, чтобы можно было экспортировать не нефть, а нефтепродукты. Хотя в плане экономики эта выгода, может быть, не очень велика, но это новые рабочие места, увеличение налогооблагаемой базы и так далее. Поэтому тут важны не только чисто экономические подсчеты, но и социальные вопросы, вопросы развития страны.
За последние 30 лет не построен ни один большой завод. Да, построено несколько десятков заводов малой мощности — от 100 до 500 тысяч тонн переработки. Однако это совсем не то, что нужно, и даже ухудшает общую ситуацию с нефтепереработкой. Они же отбирают только легкие фракции. А куда девать тогда этот самый мазут? Они опять должны его или закачивать в нефть, или сжигать в топках. А хороший завод построить, во-первых, дорого, а во-вторых, надо иметь достаточные объемы добычи.
В общем, наша нефтепереработка — отдельная больная тема. Отсюда и отсутствие конкуренции, и ценообразование… Вот наглядный пример: из 1 тонны нефти мы получаем 140 литров бензина, а американцы — 420.
РУСТАМ ТАНКАЕВ, член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты России, член экспертного совета Госдумы
Россия в силу известных географических особенностей разделена на большое количество локальных рынков. Рынок европейской части России в большей частью является конкурентным. В центральной части и на юге европейской части России конкуренция достигается за счет того, что на конкретном локальном рынке присутствует больше одной компании. Просто рынки сами по себе расположены достаточно близко друга от друга, и нет естественных преград, которые мешали бы взаимодействовать и перемещаться товарам от одного рынка к другому.
Но есть и совершенно другая ситуация, в основном за Уралом — в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Там локальные рынки разделены достаточно серьезными преградами. Тут и расстояния, и естественные преграды, например больше реки, через которые далеко не везде есть мосты. Что касается Сахалина, это просто Охотское море. Так что на локальных рынках, если присутствует одна компания (там, как правило, присутствует именно одна компания), никакой конкуренции и близко нет. Для таких рынков нужно устанавливать какие-то особенные правила игры.
Если мы возьмем карту цен на бензин и отметим наиболее низкие цены зеленым цветом, средние — желтым и высокие — красным, то весь восток России и Дальний Восток будет густо-бордовым. Там самые высокие цены. Европейская часть покрыта зелеными пятнами: здесь цены достаточно низкие преимущественно благодаря конкуренции. Есть такие рынки, где цены средние, например в Архангельской области, которая достаточно хорошо отделена, но все-таки как-то взаимодействует с конкурентными рынками.
Какова цена конкуренции, тоже можно сказать: в среднем цены на локальных неконкурентных рынках на 20\% выше. Но не везде. Есть маленькие рынки, такие как Чукотка, например, где цены могут быть выше и на 100\%, чем средние. Есть рынки, где цены немножко пониже, например в окрестностях больших нефтеперерабатывающих заводов. Но в целом ситуация именно такая.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: