Эксперимент по утилизации старых автомобилей, судя по статистике минпромторга, идет в Татарстане бойко. С 8 марта в республике выдано более 4570 свидетельств об утилизации и продано более 3300 новых машин. При этом старых автомобилей сдано и утилизировано не 4,5, а 3,3 тысячи, потому что автохлам его владельцы передают дилерам не в момент распечатки свидетельства об утилизации, а в момент покупки новой машины.
Дефицит продукции АвтоВАЗа у татарстанских дилеров наблюдается уже давно. При этом с тех, кто выстроился в очередь за «Ладами», некоторые дилеры начали брать денежный залог, пишет газета «Вечерняя Казань».
Хочешь участвовать в программе — заплати
«КАН-АВТОВАЗ», к примеру, с начала мая заключает с желающими сдать старый автомобиль в обмен на новый предварительный договор, по которому обязуется поставить клиенту машину в 150-дневный срок. Клиент же по договору в залог нерушимости своих планов купить этот автомобиль должен оставить у дилера на хранение свидетельство об утилизации и внести предоплату — 10 тыс. рублей. А когда к дилеру поступит для него машина, обязан внести остальную часть ее стоимости в жесткий двухдневный срок — иначе он лишится не только права купить машину, но и вышеупомянутых десяти тысяч рублей. А в случае отказа от машины договором предусмотрена уплата клиентом неустойки в 10 тыс. рублей.
Заместитель генерального директора ООО «КАН-АВТОВАЗ» Сергей Чернов:
— АвтоВАЗ не в состоянии сразу произвести достаточное количество автомобилей и обеспечить всех участников программы утилизации, а мы не можем продать желающим автомобили, которые есть у нас на складе, но предназначены для других дилеров или коммерческой продажи. Заключая предварительный договор с клиентом, мы это делаем от имени завода, и завод по нему дает обязательство поставить машину. АвтоВАЗ в виде приказа сбросил всем своим дилерам такие договоры и установил сумму предоплаты, двухдневный срок оплаты… Но мы к каждому клиенту подходим индивидуально, в случае необходимости извещаем производителя о том, что в срок уложиться невозможно, и просим этот срок сдвинуть… Прецедентов, чтобы из-за этого условия кто-то не купил машины, не было.
Ведущий советник министерства промышленности и торговли Наталья Порфирьева считает, что эти жесткие для клиента условия на самом деле его же интересы и защищают.
Наталья Порфирьева:
— Договор дает человеку гарантию, что он получит автомобиль. А для завода важно, что при наличии договоров видно, сколько каких машин надо поставить дилерам, и есть определенные гарантии, что человек не передумает. А то у нас как бывает — вчера хотел «Калину», она пришла, а он хочет другую машину. Меня клиенты спрашивали, почему они пришли к дилеру в начале марта, но до сих пор не получили машин, а теперь еще им предлагают подписать договор. Но ведь очередь на утилизацию в том же «КАН-АВТОВАЗЕ» выстроилась еще в начале года. В марте, когда стали оформлять свидетельства об утилизации, у них было уже полторы тысячи заявок, да еще без очереди давали машины ветеранам войны…
В отличие от автомашин по программе утилизации предварительные договоры в «КАН-АВТОВАЗЕ» дефицитом пока не стали. Их, по информации Чернова, с 1 мая заключено 925. Свидетельств об утилизации выдано 1683, и 1623 из них к 26 мая были «отоварены».
Через семь-девять дней госпрограмма свернется
А вот другой казанский автодилер, участвующий в программе утилизации, — ООО «Парус», как выяснилось, ведет иную политику. По словам заместителя генерального директора фирмы Рената Шакирова, в настоящее время предварительные договоры с участниками программы ликвидации автохлама «Парус» вообще не заключает.
Ренат Шакиров:
— Предварительные договоры мы заключали лишь до 12 мая, у нас тогда был список клиентов, готовых немедленно сдать старые автомобили на утилизацию и ждать, пока для них поступят новые, — пояснил Шакиров. — А сейчас мы заключать такие договоры и брать предоплату не считаем нужным. Клиенту достаточно забронировать свидетельство — и ждать, когда подойдет его очередь выкупить пришедший для него новый автомобиль. Без всякой предоплаты. Сейчас свидетельство у нас забронировать еще можно.
По прогнозу Шакирова, через семь-девять дней эти свидетельства у дилеров закончатся и экспериментальная госпрограмма естественным образом свернется
. За это время число проданных «Парусом» экспериментальных автомобилей едва ли превысит 500. Далее свидетельства об утилизации выдаваться не будут, а те, кто их забронировал, спокойно дождутся своих машин без каких-либо предварительных договоров, ведь все они в базе данных «Паруса» уже числятся. Получение машины, подчеркнул замгендиректора «Паруса», таким клиентам гарантируется, и единственное, за что им придется заранее заплатить — за утилизацию старого авто. За нее при бронировании берут те самые три тысячи рублей, о которых официально предупреждали заранее.
Мало того, подчеркнул Шакиров, купить новый автомобиль со свидетельством, забронированным в «Парусе», можно будет и у другого дилера, и неустойку за это никто не потребует. Единственное условие в том, что, если старый автомобиль был утилизирован через «Парус», три тысячи за эту операцию «сделавшему ручкой» клиенту фирма не вернет.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: