Согласно исследованию, проведенному компанией Office Angels, 33% уволившихся офисных работников называют основной причиной своего решения раздражение из-за привычек коллег. Подчас источники раздражения могут быть весьма необычными.
Вера Александрова, консультант-психолог компании «АНКОР»:
— Моя подруга, устроившись на работу, попала не в коллектив, а в хор. Все сидящие рядом коллеги напевали себе под нос какую-то мелодию. При этом они как будто не замечали этого. Самое смешное, что больше всего ее раздражал не сам факт того, что они пели, а то, что эта мелодия не совпадала с той, что пела она. Однако через несколько недель все уладилось: как только все они стали петь одно и то же, раздражение ушло само собой.
Андрей Давидович, генеральный директор агентства рыночных исследований и консалтинга «Маркет»:
— С ситуацией, когда от коллеги буквально трясет, когда-нибудь сталкивались все. Какое-то время назад в нашей компании сложилась взрывоопасная ситуация. В преимущественно женском некурящем коллективе работал мужчина, любивший дешевые сигареты. Когда он приходил на место после перерыва, женщины просто задыхались от запаха плохого курева. Если бы женщины решили сказать ему (курящему) напрямую, то это было бы сделано в раздраженной форме и конфликт был бы неизбежен. А так они пришли ко мне, все объяснили, я, в свою очередь, вызвал человека, спокойно с ним поговорил (меня-то этот запах не раздражает), так все и решилось. Курящий сотрудник был очень удивлен и сразу же согласился сменить сигареты. Он даже не подозревал, что раздражает коллег — сам он запаха не замечал.
Алексей Пугачев, гендиректор рекламного агентства «Арт-Ком»:
— В подавляющем большинстве случаев люди не замечают своих привычек, которые раздражают других. Если человек выливает полбутылки одеколона на себя, то он делает это не для того, чтобы досадить своим коллегам, а потому что считает это нормой. Вполне возможно, что у него притуплено обоняние.
Андрей Давидович:
— Бывает, что человек не выспался или с женой поссорился с утра — конечно, его будет в этот день раздражать все вокруг.
В агенстве рыночных исследований и консалтинга «Маркет» с такой стихийной раздражительностью борются при помощи флажка, который выставляет сотрудник, чувствующий себя в этот день слишком раздражительным.
Андрей Давидович:
— Когда я подхожу к коллеге и вижу, что он выставил такой красный флажок, то я лучше отложу важный разговор с ним на завтра.
Если же в целом все хорошо, а коллеги по-прежнему раздражают, имеет смысл выяснить подоплеку раздражающей привычки.
Марина Мелия, гендиректор компании «ММ-класс»:
— Скорее всего, этому есть разумное объяснение, а раздражение идет только от его незнания. Моего знакомого бесило то, что его партнер по бизнесу раз в три часа звонил своей жене, где бы он ни находился. Он (знакомый) говорил, что подчас готов стукнуть партнера пепельницей — настолько его раздражало это. Я же ему посоветовала поговорить с этим человеком и побольше узнать про него. Когда он выяснил, что его жена тяжело больна и прикована к постели, от раздражения не осталось и следа. Что поделать — человеческая природа такова, что мы склонны замечать вещи, которые лежат на поверхности, и не хотим углубляться.
Если же, несмотря на проделанную над собой работу, коллега по-прежнему действует на нервы, надо переходить к активным действиям.
Алексей Пугачев:
— Лучше всего в доверительной беседе аккуратно обратить внимание человека на его привычку, не называя ее. При этом фраза «Вась, как же от тебя воняет» — не самый лучший выбор. Лучше незаметно вывести Васю на беседу о том, как иногда бывает душно в офисе летом. Человек сам все поймет.
Иногда бывает полезно придумать какую-то жизненную ситуацию вроде: «Я вот тоже раньше ходил в одном удобном свитере, а потом сорвал из-за этого встречу с клиентом, после чего хожу только в этой „удавке“ — неудобно, конечно, но так я представительнее».
Однако такие намеки тоже н е всегда действенны. Например, они не так хорошо работают в отношении экстравертов, которые, сами того не замечая, комментируют свои действия. Между тем эта привычка тоже может раздражать коллег. Такие есть в любом коллективе, и их очень легко узнать: «Где же этот телефон Петрова… Где же он у меня был? Вечно я куда-нибудь деваю все эти бумажки с телефонами… Ах, вот он… Сейчас я ему позвоню… «Дальше следует разговор с Петровым и после — обращение к коллегам: «Представляете, позвонил Петрову, а он мне говорит…»
Если же и намеки не проходят, то следует обратиться к начальнику или директору по персоналу. Вера Александрова на одном из предшествующих мест работы сидела в комнате с коллегой, которая очень громко говорила по телефону. На любые намеки она отвечала, что ее артистичный голос просто не позволяет ей общаться тише. «Через некоторое время я стала понимать, что, когда она поднимает трубку, я погружаюсь в ее разговор, машинально перебирая бумажки или уставившись в монитор», — говорит Вера. Обращение к руководителю все решило моментально — артистичную сотрудницу пересадили в отдельный кабинет.
В то же время эксперты не советуют пользоваться анонимными посланиями коллегам. Скорее всего они будут написаны в раздраженной форме, что не разрешит проблему, а, наоборот, усугубит ее. «А потом директор будет удивляться, почему отличный специалист вдруг присылает заявление об уходе по электронной почте», — говорит Пугачев.
Если же коллега попался настырный, и его ничего не берет, остается только одно: еще больше углубиться в работу и сократить количество общения с раздражителем. Андрей Давидович обычно рассказывает своим друзьям, озабоченным раздражающим коллегой, такую историю: он предлагает им представить соревнования двух легкоатлетов с одинаковыми характеристиками — вес, сила мышц, тренированность. И тут во время забега один бегун поворачивается к другому и начинает кричать, что его раздражает майка, манера бега


Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: