По итогам крушения теплохода «Булгария» президент Медведев поручил разобраться с состоянием речного флота. «Нужно провести тотальное исследование всех транспортных средств, занимающихся перевозкой пассажиров. Количество старых посудин, которое плавает у нас, запредельно, и если до сих пор проносило, то это не означает, что такого не могло произойти», — сказал он сегодня. Меж тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект с длинным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства», к которому прилагается не менее длинная пояснительная записка. Из нее можно узнать много интересного, даже не затевая тотальную проверку речного флота.
— В 1990 году российский речной флот состоял из 14 100 грузовых и 1700 пассажирских судов. К 2010 году он сократился до 3189 грузовых и 619 пассажирских.
— За последние двадцать лет не было построено ни одного грузового судна (очевидно, что статистика по судам пассажирским если и отличается, то несущественно).
— Средний возраст речных судов составляет 30 лет, что на 5−10 лет больше срока безопасной эксплуатации.
— В течение ближайших семи лет ожидается активное выбытие судов из-за морального и физического устаревания.
Говоря простым языком, речной флот старый, разваливающийся, и через семь лет его не будет совсем.
Строить новый флот в России невыгодно из-за высокого банковского процента, неправильного налогового режима и технической отсталости верфей. Как пишут авторы документа, российские банки кредитуют строительство судов под более чем 10% годовых, что очень много для этой отрасли (например, в Японии — 5%), кроме того, кредиты слишком коротки — 5−7 лет. Из-за этого российские судоходные компании вынуждены брать кредиты в зарубежных банках, а их условием является покупка комплектующих у иностранных компаний и регистрация судна под иностранным флагом до полного погашения кредита. Суда же под иностранными флагами к нам все еще не пускают: только в конце июня Госдума одобрила поправки в закон об иностранных флагах, допускающий на российские реки спортивные и прогулочные суда.
Кроме того, российские верфи умеют делать только корпуса судов. Все остальное — двигатели и прочее оборудование — необходимо импортировать, а это 30% НДС. Кроме налогов и таможенных пошлин развитию речного флота мешает короткий период навигации: по российским рекам можно плавать 150−210 дней в году, потом они замерзают. Один только этот фактор приводит к тому, что срок окупаемости судна составляет 20 лет. Добавив сюда налоговый режим, получаем, что срок окупаемости больше срока безопасной эксплуатации, то есть строительство коммерческого речного судна в России невозможно.
В пояснительной записке приводится сравнительный расчет окупаемости судна, построенного в рамках обычного налогового режима и Российского международного реестра судов. Последний был создан в 2005 году методом копирования с Норвежского международного реестра с целью вернуть под российский флаг стремительно разбегающийся флот. Входящие в него судовладельцы освобождены от уплаты таможенной пошлины по импортируемым судам, налога на прибыль, на имущество, транспортного налога, налога на добавленную стоимость при импорте судов или их строительстве на российских верфях. Однако на речные суда это дело не распространяется. К РМРС есть свои вопросы у судовладельцев, но, по крайней мере, хотя бы теоретически в предлагаемом им налоговом режиме можно построить судно так, чтобы оно окупилось. Чего нельзя сказать о речных судах. Можно, конечно, проверить состояние речного флота, но нельзя сказать, что государство не в курсе происходящего. Еще раз — все эти данные взяты из пояснительной записки к законопроекту, находящемуся в Госдуме.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: