Как там дамбы и плотины?
По словам начальника службы по эксплуатации гидротехнических сооружений этой организации Шамиля Мустюкова, в «хвосте» Куйбышевского водохранилища, где находится Казань, нормальный подпорный уровень (НПУ) должен составлять ровно 53 метра Балтийской системы. Так вот, в этом году уже два дня подряд уровень держится на отметке 49 метров 75 сантиметров. Это на 3 метра 25 сантиметров ниже НПУ.
— Для нас, эксплуатационников, понижение уровня Волги и Казанки оказалось идеальным случаем для обследования дамб и плотин. В предыдущие годы нам для этого приходилось вначале проводить водолазное обследование, — говорит Мустюков.
Воспользовавшись спадом воды, специалисты управления обследовали техническое состояние бетонных напорных откосов, упорных поясов и придамбовых канав практически всех дамб и плотин системы инженерной защиты Казани. Были обследованы Федосеевская, Портовая и Кремлевская набережная дамбы. Объектами обследования стали Нижняя плотина и плотина под названием Дубки, расположенные по улице Боевой в Кировском районе, и Адмиралтейская большая дамба. Все эти сооружения были введены в эксплуатацию еще в 1957 году, то есть используются уже более 50 лет.
Несмотря на то, что подобные обследования проводились и ранее, этим летом, когда большая часть названных гидротехнических сооружений выступила из воды, оказалось, что как минимум 20% из них не соответствуют стандартам прочности.
Среди «болезней» дамб и плотин наиболее частыми являются выщелачивание бетонных откосов и оголение арматуры. По расчетам специалистов управления, на ремонт необходимо более 3 миллиардов рублей. За счет этой суммы предполагается реконструкция аварийных участков и строительство новых берегоукреплений и объектов коллекторно-дренажной системы в Казани. Однако когда будет проведен этот ремонт, неизвестно.
Деньги даже на текущий и капитальный ремонт гидротехнических сооружений не выделяются уже который год, а Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений занимается только текущим содержанием, выполняя в лучшем случае мелкий ремонт. Пока что составляются сметы ремонтных работ на 2011 год, но кто их профинансирует, неизвестно, ведь у республики таких денег нет, а из федерального бюджета они до сих пор не выделены. МУП «Водоканал» в следующем году обещает профинансировать лишь часть затрат на капремонт.
Возможно, все изменится после того, как эти сооружения будут переведены в федеральную собственность, но когда это произойдет, неизвестно.
Чем же грозит для Казани отсутствие их ремонта?
— Дело в том, что уровень залегания внутренних подземных вод в нашем городе на 3−4 метра ниже, чем нормальный подпорный уровень Волги. Поэтому без защитных дамб, дренажных систем и насосных станций, которые откачивают просачивающуюся из-под дамб воду обратно в реки, мы никогда не обойдемся. Без этих насосных станций при сильном паводке центр Казани просто утонет, — считает Шамиль Мустюков.
Казанка как экосистема
Свой взгляд на эту проблему мы попросили изложить и представителя экологического сообщества Казани, профессора, заведующую лабораторией оптимизации водных экосистем факультета географии и экологии Казанского (Приволжского) федерального университета Нафису Мингазову.
По ее мнению, причин такого резкого обмеления привычных для казанцев водоемов несколько. Прежде всего, это, конечно же, аномальные условия нынешнего засушливого лета. В результате аномальной жары мелкие реки исчезли, а полноводные стали мелководными.
Второй причиной может быть возможный сброс воды на Куйбышевском водохранилище. Для устьевых участков рек, впадающих в это водохранилище, падение его уровня могло привести к их высыханию. А Казанка как раз и является такой рекой.
Третьей причиной Нафиса Мансуровна называет антропогенное воздействие. В данном случае — работы по намыву песка на правом берегу Казанки. Песок размылся по нижнему участку устья, и значительная часть акватории оказалась заиленной. Все это также сыграло свою роль в появлении новых мелей на реке.
— По правилам, которые очень жестко соблюдаются за границей, в частности в Голландии, такой намыв начинается только за заранее построенной дамбой, что не дает намытому песку разнестись, как это произошло у нас, — подчеркивает Мингазова.
Совокупность всех перечисленных причин и привела, по ее мнению, к понижению уровня воды и высыханию мелководных участков
.
Уже сейчас можно сказать, что качество воды в Казанке стало хуже. На водных объектах есть свои биоценозы, которые участвуют в очищении воды. Они складываются из высшей водной растительности, планктонных и донных сообществ, которые обитают в толще воды. А при высыхании рек все эти организмы погибают. Последствием этого и является резкое снижение степени самоочищения водных объектов.
По мнению Нафисы Мансуровны, если ситуация на следующий год не улучшится, да еще и повторится несколько лет подряд, это будет иметь самые катастрофические последствия для водной экосистемы. Возможно, она уже не сможет восстановиться.
Правда, на рыбах эта трагедия скажется в самую последнюю очередь. Прежде всего, потому, что это самые крупные объекты водной экосистемы, которые в отличие от растений и моллюсков имеют возможность передвигаться на более глубокие участки. Но и рыбам придется несладко, если водоемы начнут делиться на части появляющимися отмелями. Тогда рыба просто погибнет в этих ловушках.
Нафиса Мингазова все-таки надеется, что на следующий год из-за ежегодного весеннего паводка гидрологический режим улучшится. При благоприятных условиях — весеннем паводке, повышении уровня воды, в водоемах произойдет восстановление гидробиоценоза. Но возможности такого самовосстановления ограничены, и востановление экосистемы может занять несколько лет. При этом важна роль дождей в улучшении качества воды в водоемах.
Все это актуализирует вопрос о мероприятиях по улучшению гидрологического режима, улучшению процессов самоочищения Казанки, которые можно свести к двум группам — профилактической и восстановительной.
К профилактике можно отнести строгое соблюдение водоохраной зоны. Если город ведет строительство, то он должен оставлять хотя бы 50 — 100 метров зеленой зоны с зарослями водно-болотных растений, с мелководьями вдоль берегов. Все это уже будет способствовать условиям самоочищения.
Восстановительными мероприятиями могут стать работы по улучшению проточности и аэрация воды, мероприятия по аэрации донных отложений и изъятие самых загрязненных из них. Есть еще и биотехнические мероприятия, когда используются возможности донных организмов и растительности для улучшения качества воды. Примером такого решения может стать биоплато — искусственно созданная биологическая площадка из растений и моллюсков — ракушек дрейссены или перловицы.
Однако ничего этого городскими властями в этом году не делалось. Между тем профессор-эколог настроена все-таки оптимистично.
Нафиса Мингазова:
— Самое главное для меня то, что город наконец-то отказался от намывных работ на правом берегу Казанки. Осознание неправильности этих работ — это радостная для меня новость. Это дает повод надеяться, что к мнению экологов власти в будущем все-таки будут прислушиваться.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: