Аудитор пришел…
Для начала представим себе некую гипотетическую ситуацию. Пришел некий аудитор и стал проверять компанию на предмет этого бюджетного управления. Что он сможет узнать о применяемом бюджетировании? Сможет он сказать, насколько существующий регламент планирования правилен или нет, или насколько необходима для компании применяемая структура статей и бюджетов? Ведь для этого нужно разобраться с природой затрат, изучить места возникновения затрат и сделать выводы об их корреляции с финансовой структурой. А сможет ли он, изучая финансовую структуру, определить, отвечает ли она целям и задачам управления компании? Вряд ли для этого надо разобраться, как операционно управляется компания, проверить, насколько финансовая структура не противоречит организационной структуре. Получается парадоксальный вывод: чтобы такому аудитору разобраться в вопросе, насколько эффективно выстроенное бюджетное управление, ему необходимо изучить практически все аспекты деятельности компании. Сколько же времени понадобиться постороннему человеку, чтобы разобраться во всех хитросплетениях? Или если он не стал разбираться во всем, то насколько можно доверять такому результату?
Метры и мэтры бюджетирования
Неужели все так сложно или так печально? Но ведь как-то проводится бухгалтерский аудит? Действительно, такой аудит делается быстро, эффективно и главное — понятно. Всегда можно поднять аудиторский отчет и разобраться, из чего следуют те или иные выводы. Чем отличается одна ситуация от другой? Отличается главным — бухгалтерский аудит проходит по системе бухгалтерского учета, которая регламентирована определенными стандартами, в частности стандартами РСБ (российский стандарт бухучета), или по-другому — ПБУ (правила бухгалтерского учета). Аудитор проверяет, насколько текущий ведущийся учет соответствует или не соответствует данным стандартам и делает из этого свое заключение.
По отношению к какому стандарту аудитор собирается делать проверку бюджетирования? К сожалению, в России нет стандартов ведения бюджетного управления. Мало того — в вузовской программе подготовки нет отдельного курса обучения бюджетированию как прикладному разделу. Единственная общеупотребительная методология ведения бюджетирования — та, что сейчас рекомендует Академия Народного Хозяйства при Правительстве России всем вузам, методология компании «ИНТАЛЕВ», по сути являющейся стандартом Бюджетирования де-факто.
Так по отношению к чему наш аудитор собирается проводить диагностику? Такой специалист может провести аудит только по отношению к собственному опыту или знаниям. Тогда заключение об аудите будет звучать так: насколько проверяемая система бюджетного управления похожа на то, что представляет себе аудитор.
150 вопросов к бюджету?
Отсюда следующий вывод — при подборе аудитора по системе бюджетного управления, компания в первую очередь выбирает не аудитора, а методологию бюджетирования, по отношению к которой он будет проверять. Необходимо понять, где применяется данная концепция, насколько глубоко изучена и используется. Насколько она применима к масштабам предприятия, его потенции роста, насколько она применима к дальнейшей комплексной автоматизации (разумеется, не в Excel).
И уже потом, понимая ответы на все эти вопросы, стоит оценить сроки и стоимость по отношению к результату (неплохо предварительно посмотреть отчет по аналогичной проверке другого предприятия на полноту содержания, чтобы понять, а что же именно проверяется и как оценивается).
Из опыта можно сказать, что комплексная параметрическая проверка (более 150 необходимых элементов бюджетирования) для небольшого предприятия может занимать один-два дня. После чего можно сделать выводы, что уже есть и что можно добавить для повышения эффективности. Важно понимать, что разные компании находятся в разной стадии своего развития, развития корпоративного управления и рекомендация вести бюджетирование на 100% не очевидна. Всему свое время. Главное понимать, что важно получить в результате и как к этому придти.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: