Радик Рауфович, 24 декабря Государственный Совет рассмотрит вопрос о внесении изменений в бюджет 2009 года. Чем это вызвано?
— Итоги исполнения бюджета за одиннадцать месяцев нынешнего года, а также ожидаемое исполнение до конца текущего года говорят о том, что фактически поступающие доходы позволят частично покрыть дефицит бюджета, а вторая часть этого дефицита закроется бюджетными кредитами и дотацией на сбалансированность из федерального бюджета. Кроме того, со времени последних изменений в бюджет, то есть с мая текущего года, существенно изменились объемы выделяемых республике федеральных средств. Потребовались определенные передвижки бюджетных средств в процессе исполнения смет бюджетных учреждений. Фактически поступившие доходы позволят дополнительно профинансировать некоторые приоритетные мероприятия в соответствии с задачами, поставленными Президентом Татарстана. Все эти предлагаемые изменения требуют одобрения депутатского корпуса нашей республики и законодательного разрешения на осуществление названных мною мероприятий.
Логика подсказывает, что для финансирования дополнительных расходов необходимо заработать дополнительные средства. Почему мы их не предусмотрели при принятии бюджета в декабре 2008 года и при его уточнении в мае 2009 года? Означает ли поступление дополнительных средств в бюджет улучшение общей экономической ситуации в республике?
— Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к началу процесса формирования бюджета и макроэкономических показателей на 2009 год.
Показатели социально-экономического развития республики прогнозировались на основе сценарных условий развития страны, разрабатываемых Минэкономразвития России. При подготовке материалов для бюджетного послания Президента Татарстана на 2009 год в прогноз социально-экономического развития республики были заложены следующие исходные условия: цена нефти марки «Urals» — 95 долларов за баррель, среднегодовой курс доллара — 24,7 рубля. По основным макроэкономическим показателям прогнозировался рост валового регионального продукта — 107,1% к уровню 2008 года (ВВП Российской Федерации — 106,7%), промышленного производства — 106,7% (в РФ — 106%), сельского хозяйства — 104,1% (в РФ — 103,9%), торговли — 115% (в РФ — 113,2%).
Бюджет в первоначальной редакции был принят бездефицитным, с общим объемом доходов и расходов в сумме 99,7 млрд. рублей.
Кризис, который в последнем квартале 2008 года еще не успел в полной мере затронуть экономику республики, в первом квартале 2009 года дал о себе знать снижением темпов роста по основным макроэкономическим показателям. В апреле в связи с развитием кризиса сценарные условия развития страны и республики были существенно скорректированы: цена нефти марки «Urals» — 45 долларов за баррель, среднегодовой курс доллара — 34,1 руб., по основным макроэкономическим показателям на 2009 год был спрогнозирован спад.
Таким образом, в условиях замедления темпов экономического роста и соответствующего снижения налоговых поступлений возникла необходимость внесения изменений в бюджет на 2009 год. В мае был составлен и принят уточненный бюджет с объемом доходов в сумме 65,9 млрд. рублей, что на 33,8 млрд. рублей ниже первоначально утвержденного планового значения. Основной принципиальной позицией при сокращении расходов являлось сохранение в неизменном объеме социально значимых статей расходов и программ. Уточненный объем расходов бюджета республики на 2009 год составил 85,9 млрд. рублей. Дефицит бюджета составил 20 млрд. рублей, или 38,8% от общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Итоги социально-экономического развития за истекший период года свидетельствуют о том, что в настоящее время тенденция спада приостановилась практически во всех секторах, затронутых кризисом. По оценке Министерства экономики РТ, валовой региональный продукт имеет положительную динамику: 93,1% в январе — сентябре против 90,8% в начале года. Ожидается, что в целом за год валовой региональный продукт составит 94% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года.
Аналогичная тенденция прогнозируется Министерством экономики РТ и по другим макроэкономическим показателям. Это, соответственно, скажется на поступлениях налогов.
Исходя из этих прогнозов предлагается увеличить доходную часть бюджета на 45,8 млрд. рублей (до 111,7 млрд. рублей), в том числе собственные доходы — на 13,4 млрд. рублей (до 64,7 млрд. рублей), безвозмездные перечисл
ения — на 32,4 млрд. рублей (до 47 млрд. рублей).
Увеличение доходных источников относительно уточненного плана прогнозируется по налогу на прибыль (рост на 7,7 млрд. рублей — до 23,5 млрд. рублей), по налогам на имущество (рост на 2,2 млрд. рублей — до 9,9 млрд. рублей), по налогу на доходы физических лиц (рост на 1,1 млрд. рублей — до 17,6 млрд. рублей), НДПИ (рост на 1,1 млрд. рублей — до 3,1 млрд. рублей).
Объем безвозмездных поступлений увеличится на сумму 32,4 млрд. рублей в связи с дополнительными средствами, выделяемыми из федерального бюджета, и составит 47 млрд.рублей. Сумма расходов бюджета составит 123,1 млрд. рублей, или на 37,1 млрд. рублей (43,2%) больше уточненного плана.
Причины увеличения доходной части бюджета, думаю, нашим читателям теперь понятны. Между тем, как вы сказали, значительно увеличиваются объемы выделяемых средств из федерального бюджета.
— Да, действительно, поступления из федерального бюджета в текущем году значительно больше по сравнению с предыдущими годами. В 2007 году удельный вес федеральных средств в общем объеме доходов бюджета республики составлял 16%, в 2008 году — 21%, в 2009-м — 42%. Кроме того, в текущем году были привлечены на покрытие дефицита бюджета республики долгосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на общую сумму более 15 млрд. рублей.
Радик Рауфович, поясните более конкретно, на какие мероприятия федеральная казна выделяет Татарстану бюджетные кредиты и дополнительные средства?
— Безвозмездные перечисления из федерального бюджета, которые в текущем году составят около 47 млрд. рублей, имеют целевой характер, и, чтобы не утомлять читателей подробным перечислением расходных позиций, скажу, что в текущем году четвертая часть федеральных средств выделена на объекты Универсиады, четвертая часть — на поддержку сельского хозяйства, десятая часть — на капитальный ремонт жилого фонда и остальные средства в сумме более 20 млрд. рублей — на реализацию социальных программ. Среди них — лекарственное обеспечение, занятость населения, обеспечение жильем молодых семей, ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, медицинские направления, дорожное строительство. Бюджетные кредиты выделяются на покрытие дефицита бюджета республики,
Радик Рауфович, некоторое улучшение экономической ситуации в республике наверняка позволяет хотя бы частично увеличить финансирование отдельных расходных позиций. Какие направления Правительство предлагает дополнительно профинансировать в 2009 году?
— Соответствующие предложения выработаны и предлагаются к утверждению Государственным Советом. Условно их можно разбить на три основные группы: расчеты по накопившимся долгам, социальные программы, погашение кредиторской задолженности по строительству социальных объектов.
Завершается 2009 год, очень непростой для экономики России и республики. Как мы знаем, несмотря на трудности исполнения бюджета, в Татарстане своевременно выплачивалась заработная плата работникам бюджетной сферы, осуществлялись социальные выплаты. Можно ли гарантировать, что в декабре текущего года заработная плата бюджетникам и социальные пособия будут выплачены в полном объеме?
— Я бы поделил свой ответ на две части. На сегодня законодательно расходные полномочия поделены следующим образом. Из бюджета республики финансируются бюджетные учреждения республиканского подчинения, а также осуществляются все социальные выплаты и пособия. Муниципальный уровень несет ответственность за финансирование бюджетных учреждений муниципального подчинения.
С января по ноябрь из бюджета республики своевременно и регулярно выплачивалась заработная плата работникам бюджетных учреждений республиканского подчинения, сами же эти учреждения получали необходимое финансирование на покрытие первоочередных расходов. Одновременно без задержек производились все социальные выплаты и выплачивались пособия льготным категориям населения. Под понятием «социальные выплаты и пособия» я имею в виду социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, тружеников тыла, пенсионеров; детские пособия; детей-сирот, детей из многодетных семей, граждан с недостаточными денежными доходами. Декабрьскую заработную плату бюджетникам, первоочередные расходы бюджетных учреждений, социальные выплаты и пособия мы также профинансируем своевременно и в полном объеме. Перед органами казначейства поставлена задача довести необходимые денежные средства до каждого ко нкретного человека.
Ответственность за своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы муниципального подчинения несут муниципальные образования за счет средств местных бюджетов. В различных муниципальных районах и городских округах ситуация неоднозначная.
В течение всего 2009 года Министерством финансов республики проводились ежемесячные встречи с финансовыми органами районов, городов, в ходе которых анализировались вопросы текущего и ожидаемого исполнения местных бюджетов в нынешнем году по доходам и расходам, обсуждались вопросы погашения кредиторской задолженности муниципальных учреждений.
За 11 месяцев 2009 года местные бюджеты по собственным доходам выполнены на 90% к уточненному плану. В них поступило 20,9 млрд. рублей, что на 1,7 млрд. рублей, или на 8%, меньше поступлений за аналогичный период прошлого года.
Районам и городам республики, наиболее подверженным негативному влиянию финансового кризиса, в 2009 году из бюджета республики оказана финансовая помощь в форме бюджетного кредита в общем объеме полтора млрд. рублей. Кредиты выделены шести регионам республики. В ближайшее время планируется оказать финансовую помощь еще семи районам и городам. Остальные регионы самостоятельно справляются с исполнением бюджета, и ожидаемое поступление доходов в большинство местных бюджетов обеспечит финансирование заработной платы и других социально значимых расходов в достаточном объеме.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: