Для компаний франчайзинг — это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей — один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.
Предприниматели всего мира знают франчайзинг как безопасный способ, чтобы:
- помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким;
- помогать компаниям эффективно расширяться, не неся больших затрат на создание и поддержание массивного административного комплекса и не испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий;
- помогать компаниям превратить свою существующую сеть в эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают преданные делу люди.
Франчайзинг — это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.
Франчайзор — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.
Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора.
Франшиза — это полная бизнес-система, которую франчайзор продает франчайзи.
22 августа 2008 года в Казани, в гостиничном комплексе Korston Hotel & Mall Kazan состоялась IV региональная конференция-выставка «Франчайзинг: новые возможности бизнеса», организатором которой, при поддержке Правительства Республики Татарстан и Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан, выступил профессиональный ресурс по поиску франчайзингового партнера beboss.ru и компания FRANSH Стратегия роста.
Участники выставки-конференции, среди которых представители производственных предприятий малого и среднего бизнеса, собственники и топ-менеджеры казанских компаний, обсудили перспективы и тенденции развития рынка франчайзинга в Татарстане, а также вопросы, связанные с практикой ведения бизнеса российскими франчайзорами. В рамках конференции-выставки были представлены презентации франшиз 20 крупнейших российских компаний, в том числе «Axcent of Scandinavia», «Дом.ру», «Paolo Conte», «Bibelots», «Гудиер Раша» и другие.
Виктор Подвиженко, руководитель направления франчайзинга сети обувных магазинов «Алфавит»:
— Многие компании, достигающие определенного уровня, развиваются по схеме франчайзинга. У нас в компании используется большое количество IT-наработок, которые мы начали применять одними из первых в обувной индустрии, что дает нам возможность своевременно реагировать на многие процессы.
Ольга Ильина, директор по развитию бизнеса агентства недвижимости «Хирш»:
— Преимущество крупной компании — быть членом сети, включающей в себя сотни офисов. Это значит пользоваться репутацией международной компании, едиными поставщиками и иметь в своем арсенале маркетинговые инструменты, которыми пользуются мировые лидеры в сфере услуг. Эксклюзивные права на использование торговой марки на определенной территории обеспечивают дополнительные преимущества в управлении собственным бизнесом. Владелец торговой марки получает дополнительный доход и стабильность только за счет владения торговой маркой.
Ильнар Шаймарданов, Управляющий Ка занского отделения «КМБ-БАНКа»:
— У нас огромный опыт работы с представителями малого и среднего бизнеса, поскольку это — наша специализация. Банковское финансирование при франчайзинге весьма эффективно, так как в этом случае не требуется изымать средства из действующего бизнеса для покупки франшизы. В настоящее время франчайзинг в Татарстане развивается активными темпами. При помощи целевых программ КМБ-БАНК планирует привлечь к сотрудничеству максимальное число предпринимателей.
Азат Муртазин, консультант компании «Fransh Стратегия роста» рассказал о том, на что обратить внимание при выборе франшизы. Одна из существенных проблем — наличие у владельца франчайзингового предприятия собственного мнения по вопросам ведения бизнеса. Иногда оно существенно отличается от стандартов, предполагаемых франчайзером.
Существует трудность сохранения конфиденциальности коммерческой тайны — франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзора. Франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзором, он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзору.
До начала приведения в исполнение франчайзингового договора потенциальный франчайзи должен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемыми франчайзором. Потенциальному франчайзи следует встретиться с другими франчайзи этой системы и определить, как франчайзор выполняет свои обещания по предоставлению услуг. Франчайзи должен узнать, является ли франчайзор членом ассоциации франчайзинга. Если да, то франчайзор должен выполнять требования Этического Кодекса Ассоциации.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: