Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев подписал Указ №УП-52 «О единой межведомственной системе электронного документооборота в Республике Татарстан». Документ предусматривает полный переход на электронный документооборот в министерствах и ведомствах (за исключением документов вечного хранения, на которых необходима собственноручная подпись должностного лица), при котором документы в адрес юридических и (или) физических лиц будут распечатываться из единой межведомственной системы электронного документооборота и будут заверены оттиском печати и собственноручной подписью ответственного лица.
Указ подписан в целях реализации требований федеральных законов «Об электронной цифровой подписи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также закона РТ «Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан». В настоящее время министерства и ведомства республики с помощью единой межведомственной системы электронного документооборота обмениваются документами, подписанными электронной цифровой подписью, что избавляет их от необходимости отправлять аналогичный документ в бумажном виде.
Как сообщила пресс-служба Центра информационных технологий РТ, к системе электронного документооборота подключены около 274 государственных и муниципальных учреждения Татарстана, в том числе Аппарат Кабинета Министров РТ, все министерства, ведомства и муниципалитеты республики. В этой системе ежедневно работают около 6 тыс. государственных служащих республики. Общее количество документов в системе сегодня превышает 739 тыс. штук. Ежедневно в ней регистрируется примерно 2,5 тыс. новых документов и 4 тыс. резолюций.
С 2008 года в Татарстане началось внедрение технологии полностью электронных документов. Уже сегодня в работе находятся около 23 тыс. документов, которые никогда не имели бумажного носителя, то есть были созданы, рассмотрены, согласованы и подписаны в электронном виде. Юридическая значимость документов обеспечивается электронными цифровыми подписями всех членов Правительства Республики Татарстан, их заместителей и руководителей структурных подразделений министерств и ведомств. Оператором единой межведомственной системы электронного документооборота является Центр информационных технологий Республики Татарстан.
Согласно Указу, в электронном документообороте смогут участвовать также органы местного самоуправления муниципальных образований РТ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Таким образом, реализация положений Указа позволит госслужащим любого уровня более рационально использовать свое время и ресурсы, благодаря значительному сокращению объема бумажных документов, направляемых органами госвласти в адрес физических и юридических лиц.
Многие татарстанские организации уже несколько лет осваивают и успешно применяют этот способ обмена документами. Если на заре развития инновации и возникали помехи, то со временем специалисты ЦИТ РТ успешно их устранили.
Екатерина Косурова, руководитель пресс-центра Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ:
— Точно уже и не помню, когда был введен электронный документооборот, но мы к нему основательно привыкли. Однозначно, положительный эффект от введения: сокращение бумажного оборота, удобство в обработке документов, удобство в получении и хранении информации, оперативность доставки. Проблема состоит только в том, что нет цензуры на входящие обращения граждан, некоторые из них пустые или безумные. Мне кажется, эта система может быть как-то модернизирована. Условие открытости власти не может зависеть от пожеланий всех подряд высказать свое мнение или обратиться с просьбой. Мало ли чего кому хочется. Среди обращений надо выделять конструктивные предложения и тратить время на них. Иначе мы просто захлебнемся в этих бесконечных пожеланиях, что сегодня, собственно, и происходит.
Андрей Бахтин, заведующий отделом городского информационного диагностического центра:
— Указ Президента появился своевременно в том смысле, что в Республике Татарстан с созданием Центра информационных технологий РТ появились организационно-технические возможности для реальной широкой практики использования электронной (цифровой) подписи. Теоретически, такую возможность предоставил еще в январе 2002 года Федеральный закон РФ «Об электронной цифровой подписи». Практически, электронный документооборот уже давно используется в таких сферах деятельности, где, как говорится, время — деньги. Это в первую очередь банковская сфера.
Преимущества электронного обращения «бумаг» очевидны. Недостатков оно не имеет, и очень скоро наступит момент, когда «бумажная бюрократия» лавинообразно канет в Лету. Но существует большой риск, который обычно не рассматривается: встав на «электронные рельсы», бюрократия обретет второе дыхание. Дело в том, что общее время согласования и принятия решений зависит не от скорости движения бумаг. В системе образования Казани электронный документооборот в усеченном виде (без цифровой подписи, но при наличии бумажного оригинала) прижился довольно давно. Начало положил Приказ Управления образования № 328 от 28 марта 2000 г. Так что мы, как нередко бывает, почти на два года оказались «впереди России всей».
Яна Курбанова, пресс-секретарь Республиканской Клинической Офтальмологической больницы МЗ РТ:
— В нашу больницу документы поступают в электронном виде уже три года. Хорошо, что некоторые из них, видимо особо ценные, дублируются и в бумажном виде. Если бы не сбои работы электронной почты, которые случаются, то можно было бы сказать, что такой способ движения документов очень удобен.
А вот в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан инновации уже прочно вошли в профессиональную жизнь. Даже служебные записки между кабинетов здесь «ходят» электронные.
Гульнара Ханнанова, начальник отдела делопроизводства Министерства экологии и природных ресурсов РТ:
— Поначалу и мы распечатывали электронные документы, но сейчас у нас даже нет иного метода регистрации. Это очень удобно — можно сразу посмотреть любой предыдущий документ в тематической связке, ознакомиться с ходом выполнения указаний, посмотреть исходящее или входящее письмо. Конечно, чтобы полностью освоиться с электронным документооборотом необходимо несколько месяцев, но для нашего министерства этот этап позади.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: