Новости
28 Марта 2005, 16:30

Будущее — за саморегулируемыми оценочными организациями

В течение всего прошлого года в стране широко обсуждался вопрос о создании саморегулируемых оценочных организаций. В результате был подготовлен проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ».

В течение всего прошлого года в стране широко обсуждался вопрос о создании саморегулируемых оценочных организаций. В результате был подготовлен проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ».

Как показывает практика, прямое регулирование деятельности оценщиков со стороны государственных структур является недостаточно эффективным и оправдывает себя лишь на этапе зарождения и начального развития оценки. Кроме того, за прошедшее десятилетие у нас в стране накоплен большой опыт в оценке большинства видов собственности, разработан богатый научно-методический материал, подготовлены высококвалифицированные кадры оценщиков.

Согласно закону «Об оценочной деятельности в РФ» проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Как известно, с каждым годом удельный вес такого имущества в общей массе национального богатства страны сокращается, и это в свою очередь ведет к сужению оценочных услуг по заказу государственных органов и расширению потенциальной возможности привлечения оценщиков на добровольной основе за счет участников сделки по отчуждению имущества.

В течение всего прошлого года в стране широко обсуждался вопрос о создании саморегулируемых оценочных организаций. Был подготовлен проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ». В нём предусмотрена отмена лицензирования оценочной деятельности. Государственное регулирование оценочной деятельности будет осуществляться по следующим направлениям:

  • выработка и реализация общегосударственной политики в сфере оценочной деятельности;
  • ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;
  • осуществление контроля и надзора над выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований федерального закона об оценке;
  • обращение в суд с целью исключения саморегулируемой организации из единого госреестра (т.е. фактически о лишении ее прав деятельности).

Проект закона предусматривает создание так называемых саморегулируемых организаций оценщиков. Согласно данному проекту закона данная организация является некоммерческой и может объединять либо только оценщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих в области оценки), либо специалистов-оценщиков, т. е. лиц, имеющих диплом о профессиональной подготовки в области оценки. Для создания саморегулируемой организации необходимо выполнение следующих основных требований:

а) объединение в ее составе в качестве членов не менее 500 специалистов оценщиков или не менее 100 оценщиков (т.е. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

б) члены организации должны представлять (находиться) не менее чем одну треть субъектов Российской Федерации;

в) наличие в организации органов контроля над деятельностью ее членов в части выполнения требований законодательства об оценке, национальных стандартов оценки и правил (устава) данной саморегулируемой организации.

Для осуществления оценочной деятельности оценщик должен в обязательном порядке быть членом саморегулируемой организации, иметь диплом государственного образца о высшем образовании в области оценки или диплом о профессиональной подготовке в этой области, не иметь непогашенной или не снятой судимости.

Обсуждение данного проекта в регионах (в том числе и в Татарстане) вызвало ряд замечаний. Во-первых, указанные требования по количеству оценщиков и представительству ими 1/3 субъектов России приведут к монополизации оценочной деятельности (может быть созданию не более 3−4 саморегулируемых организаций с аппаратом управления в Москве, Петербурге и в одном из крупных городов России). Во-вторых, существующие стандарты оценочной деятельности, утвержденные Правительством РФ в 2001 году, определяют общие правила оценки и требуют более полной конкретизации по видам оцениваемого имущества, более четкого толкования отдельных оценочных категорий (особенно в оценке действующих предприятий, нематериальных активов, земельных участков). Таким образом, должной нормативной базы пока не создано.

В целях обобщения мнений по данному проекту закона работниками отдела оценки Минземимущества РТ были проведены встречи с представителями оценщиков и родственных государственных структур в Чувашии, Республике Марий-Эл, Кировской и Ульяновской областей, Удмуртской республике. Со всеми перечисленными выше регионами достигнута договоренность, что если количественный критерий по представлению в СРО 1/3 субъектов РФ будет пересмотрен в сторону сокращения, то есть возможность создать саморегулируемую организацию, объединяющую оценщиков указанных республик и областей с центром в г. Казани.

По количеству оценщиков наша республика является лидером в Приволжском федеральном округе. На середину прошлого года на территории РТ зарегистрирован 221 субъект оценочной деятельности, в том числе 143 юридических лица и 78 индивидуальных предпринимателя. Уполномоченным органом по контролю над осуществлением оценочной деятельности является агентство по управлению федеральным имуществом (в нашей республике — Территориальное управление Росимущества по РТ), а ответственным за состояние и развитие оценочной деятельности в РТ согласно распоряжению Кабинета министров от 02.10.02 № 1090-р определено Министерство земельных и имущественных отношений РТ. Всего в 2004 году было проверено около 300 отчетов, в том числе более 120 по зданиям (помещениям), около 50 — по имущественным комплексам предприятий, более 60 — по земельным участкам. При этом каждый 7−8 отчет был признан либо не соответствующий требованиям министерства и стандартам оценки, либо определенная в отчете стоимость была значительно ниже сложившегося уровня рыночных цен.

Какие напрашиваются выводы в преддверии передачи функций по контролю над оценкой саморегулируемой организации?

Во-первых, необходимо больше уделять внимание анализу цен на вторичном рынке, шире использовать информацию, публикуемую в соответствующих газетах и журналах по продаже недвижимости («Казанская недвижимость», «Из рук в руки»). Шире использовать (для обмена информацией и опытом по оценке) сайт в сети Интернет Общества оценщиков РТ.

Во-вторых, не увлекаться повышением (без каких-либо оснований) уровня износа оцениваемых объектов. Выезды для сопоставления выводов, представленных в отчетах по оценке, с реальным состоянием объекта оценки, как правило, складываются не в пользу оценщика. Зачастую не учитывается проведенный капитальный ремонт, евроотделка и другие улучшения.

В-третьих, в большинстве случаев при оценке действующих предприятий никак не используются результаты приведенного в отчетах анализа финансового состояния, без всяких обоснований применяются скидки на низкую ликвидность.

В-четвертых, более внимательно следует относиться к оценке земельных участков. Рынок земли начал только формироваться, не все методы оценки возможно использовать. Зачастую оценка земли, приводимая в отчетах, является излишней. Так, согласно земельному законодательству в ряде случаев (например, при продаже зданий, находившихся на праве хозяйственного ведения у государственных предприятий) судьба земельного участка (приобрести его в собственность или взять в аренду) должна решаться будущим собственником этого здания.

Довольно много вопросов возникает и при оценке других видов имущества (например, нематериальных активов, дебиторской задолженности, незавершенного строительства). К сожалению, существующие нормативно-методические материалы раскрывают только общетеоретические вопросы оценки. Таким образом, переход к деятельности в рамках саморегулируемой оценочной организации и передачи ей госорганами функций по контролю над этой деятельностью создаст на первом этапе определенные трудности, но это объективно необходимый шаг.

Новости
07 Декабря 2024, 16:44

Бюджет Казани могут увеличить на ₽ 1,8 млрд В 2024 году

Проект решения Казгордумы находится на антикоррупционной экспертизе.

В текущем году бюджет Казани может увеличиться на 1,8 млрд рублей, достигнув 49,8 млрд рублей. Соответствующий проект решения, подготовленный Казанской городской думой, в настоящее время проходит антикоррупционную экспертизу.

Одновременно с увеличением доходной части, в документе предусмотрено повышение расходов бюджета до 56,2 млрд рублей — это на 1,7 млрд больше, чем в текущем году. При этом дефицит городского бюджета планируется сократить на 70 млн рублей, что составит 6,37 млрд рублей.

Напомним, что ранее сообщалось об увеличении расходов бюджета Татарстана по 119 статьям. Наибольшая часть средств — около 20 млрд рублей — была направлена на социальную и культурную сферу.

Что нового в декабре 2024  16:01

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: