На организованной «Ведомостями» конференции «Авиафорум-2009» Алексей Федоров заявил, что в портфеле ОАК оказалось три региональных самолета — Ту-334 (он, напомним, должен производиться в Казани), Ан-148 и SSJ-100, которые занимают одну рыночную нишу. Но если Ан-148 и SSJ-100 имеют «твердые» и «мягкие» заказы в таких объемах, которые подтверждают экономическую целесообразность их серийного выпуска, то на Ту-334 нет ни одного «твердого» контракта, а «мягкие» заказы вызывают опасения из-за неплатежеспособности заявивших о них авиакомпаний. Спрос на Ту-334 не подтверждается, заметил Алексей Федоров, поэтому его судьба не определена.
Но, похоже, ОАК выдает желаемое за действительное. В таком духе высказался советник Премьер-министра РТ Назир Киреев, комментируя слова президента ОАК. Во-первых, по словам Назира Киреева, Ту-334 по всем возможным характеристикам, в том числе по экономике производства и эксплуатации, превосходит Ан-148 и SSJ-100.
Второй момент — заказы на самолет. В 2006 году проведенный лизинговой компанией «Илюшин Финанс» по заказу ОАК опрос авиакомпаний («Какой ближнемагистральный самолет вы хотели бы приобрести или взять в лизинг?») показал, что количество требуемых Ту-334 превышает число «заказанных» Ан-148 и SSJ-100 вместе взятых. ОАК по каким-то причинам данный вывод серьезно озадачил, причем настолько, что его надо было как-то «удобно» объяснить.
И после анализа специалисты корпорации пришли к выводу, что SSJ-100 (этому проекту, напомним, в России уделяется сверхповышенное внимание) интересуются, в основном, ведущие авиакомпании, а Ту-334 — региональные. Таким образом, появилась возможность сказать, что «Ту» хотят заказать компании с непростым финансовым положением, а значит, приобрести эти самолеты они вряд ли смогут.
Действительно, в Ту-334 более всего заинтересованы региональные авиакомпании, но это всего лишь означает, что они знают, чего хотят. Лучшего самолета им не найти. По всем параметрам. Например, по возможности использования с не самых лучших взлетно-посадочных полос. По проведенным различными авиационными институтами исследованиям SSJ-100 в России может эксплуатироваться лишь в паре десятков аэропортов — естественно, по большей части не региональных. Кроме того, отличие Ту-334 от конкурентов в том, что он сертифицирован для работы на северных аэродромах при температуре минус 40 градусов. Далее. Пока никто точно не может сказать, какая система технической поддержки будет у SSJ-100. Туполевская же инфраструктура есть в любом аэропорту.
По сравнению с SSJ-100 более удачным выглядит Ан-148, однако у него есть одно «но». Это, по сути, транспортный самолет, двигатели у него располагаются на уровне иллюминаторов пассажирского салона, что создает в нем высокий уровень шума. И вообще, комфорт на Ту-334 выше, чем на Ан-148 и SSJ-100, — на уровне дальнемагистральных самолетов.
Впрочем, есть и второе «но». И это третий важный момент. Как заявлено, Ан-148 создается Украиной и Россией с применением передовых авиационных технологий ведущих авиапроизводителей из США, Германии, Франции и Великобритании. Всего в кооперации задействованы более 240 предприятий из 14 стран. В SSJ-100 и вовсе 95% иностранных комплектующих. Ту-334 — полностью, за мелкими исключениями, отечественный самолет.
И это сыграло не последнюю роль в том, что шесть таких ближнемагистральников заказала администрация Президента РФ — литерные перевозки должна осуществлять отечественная техника, произведенная с пооперационным контролем каждой детали. Ан-148 и SSJ-100 этим требованиям не удовлетворяют. По приблизительным подсчетам, России требуется 86 «литерных» «бортов» класса Ту-334. Еще 60 «334-х» попросил Иран. На Ан-148 и SSJ-100 такого количества заказов нет. Как тут можно говорить о «неподтвержденном спросе»?
31 марта делегация Министерства промышленности и торговли РФ во главе с министром Виктором Христенко посетит КАПО им. С.П.Горбунова, где пройдет совещание с участием представителей правительства РТ и директоров ряда авиастроительных предприятий России. Будут обсуждаться вопросы реализации производственных программ и меры необходимой государственной поддержки предприятий. В ходе осмотра производства Виктор Христенко поднимется на борт опытного Ту-334.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: