В среду, 28 мая в Кабмине РТ прошла обширная пресс-конференция, посвященная финансовому оздоровлению «БТА-Казань».
Журналистам повезло — в одном месте собрались основные действующие лица, в чьих руках решение проблемы находилось на протяжении нескольких напряженных месяцев — Правительство РТ, Нацбанк Татарстана, новый владелец «БТА-Казань» и Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
В самом начале брифинга первый замдиректора АСВ Валерий Мирошников «сделал реверанс» в сторону Татарстана — банковская система республики вновь была названа «уникальной», к чему, впрочем, все уже привыкли, и признался, что никогда раньше не бывал в Казани именно потому, что «здесь и так все хорошо».
Последующая пресс-конференция показала, что это не совсем так…
След Минниханова…
Пытаясь пролить свет на то, как же в таком крупном и «социально-значимом» для республики банке образовалась значительная финансовая брешь, Валерий Мирошников подчеркнул, что и власти Татарстана, и ЦБ РФ, и АСВ заинтересованы в том, чтобы ситуация в банковской отрасли республики оставалась стабильной. Однако основной причиной, по которой «БТА-Казань» банкротить не стали, как оказалось, послужила личная «поддержка руководства» Татарстана.
Спикеры то и дело произносили: «Минниханов лично подключился», «Рустам Нургалиевич поручил», «президент рекомендовал»… и благодарили Рустама Минниханова за участие — в проведении переговоров с главой ЦБ РФ Эльвирой Набиуллиной и АСВ, в организации «ряда совещаний» с акционерами проблемного банка и, в конце концов, в помощи с поиском солидного инвестора, готового, после разговора с президентом, взять и «выдернуть» из собственного бизнеса без каких-либо условий почти 2 млрд рублей.
Банкиры — творческие личности, или «схема Урина»
Напомним, временная администрация АСВ работает в «БТА-Казань» со вчерашнего дня. Сходу проанализировав положение дел в банке, представитель АСВ скрывать не стал — ситуация «очень тяжелая».
При этом Валерий Мирошников выделил сразу несколько катализаторов проблем банка — отток кредиторов, качество активов, адекватность оценки кредитных рисков… «Всплыла» и еще одна неприятность — у санаторов есть подозрения, что в татарстанском банке могла быть использована широко известная в узких кругах «схема Урина» — покрытие дыр в балансе банка за счет фиктивной выписки из депозитария о наличии ценных бумаг.
«На балансе банка отражены государственные ценные бумаги. Сумма достаточно большая — 3 млрд рублей. Возникает вопрос, если есть задержки платежей, то почему их не продать и не рассчитаться с клиентами. По нашей оценке этих активов просто нет. Это отдельный вопрос к руководству банка — где эти ценные бумаги, каким образом они образовались, куда ушли деньги», — заявил представитель АСВ, добавив, что размер финансовой «дыры» в банке на сегодняшний день составляет порядка 6 млрд рублей.
Далее к разговору подключился глава Нацбанка РТ Евгений Богачев. Заявив, что власти республики с ноября, после плановой проверки «БТА-Казань», когда и всплыли существующие проблемы, «очень плотно работают» с банком, Богачев рассказал, что за много лет владения активом в Татарстане акционеры из Казахстана в уставный капитал кредитной организации «не внесли ни копейки», между тем, продолжая брать «не совсем обеспеченные» кредиты.
«В ноябре (после совещания у Минниханова, — ред.) все акционеры дали слово, что 3 млрд для стабилизации ситуации они найдут в ближайшее время», — вспомнил Богачев.
Очевидно, что не нашли…
Как бы оправдываясь, почему ситуация зашла так далеко, что пострадали клиенты, Евгений Богачев отметил, что Нацбанком кредитные организации проверяются раз в два года. Да и какие могут быть подозрения, если в банке было такое «сильное руководство».
«Вы знаете, Идрисов там руководил, Мударис Хафизович… Это было неожиданно. При проверке обнаружили мы это сокрытие, или, если можно так сказать, фальсификацию по ценным бумагам. Уж как не доверять, если есть на 3 млрд ценных бумаг, самых ценных — государственных бумаг. Глубже копнули. И главное, ведь есть справки депозитариев, подтверждающие, что они (бумаги, — ред.) есть. Но как-то деньги вышли… Есть бумаги, а денег нет. В это все и уперлось».
Теперь в «БТА-Казань» будет направлена целая группа, занимающаяся финансовыми расследованиями, которой и предстоит выяснить, как образовалась финансовая «дыра».
«Первый вариант — это хищение. Те, кто купили (ценные бумаги, — ред.), деньги куда-то отправили… Но это самый простейший вариант. На самом деле, в жизни оказывается все намного сложнее. Возможно, это скрытые убытки. Например, кредиты, которые оказались просроченными для того, чтобы показывать, что это вроде как хорошие активы, вот, рисуют такие схемы», — заявил Мирошников и назвал банкиров «очень творческими личностями», способными нарисовать любую схему.
Далее представитель АСВ еще раз подчеркнул, что спецгруппа обязательно докопается до сути того, что произошло в казанском банке — было ли это сокрытием предыдущего хищения или, например, убытком, либо это просто воровство.
«Это длительный вопрос. Мы уже пять лет лоббируем изменения в законодательстве по поводу фальсификации отчетности. Это проблема, которая существует. И до сих пор эти изменения в законодательстве, которые затрагивают и добросовестных вкладчиков, и органы надзора — они не приняты. Мы это делаем уже пять лет. А воз и ныне там», — посетовал Мирошников, добавив, что проверит группа и недавнюю смену акционеров, не была ли она вызвана попыткой вывести активы из банка.
К разговору о наказании подключился и премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, который возглавит наблюдательный совет Татфондбанка и будет, по поручению президента, лично контролировать процесс оздоровления:
«Расследование будет полным, материалы в правоохранительные органы будут переданы в полном объеме, и те, кто допустил соответствующие нарушения или преступления — будут обязательно наказаны. Это наша принципиальная позиция, и такое поручение президента республики, в том числе, дано мне, чтобы довести и этот вопрос до конца, дабы не создавать прецедентов и не стимулировать других недобросовестных и нечистоплотных людей на подобные операции».
«Я буду владельцем «БТА-Казань»
В масштабной и бесспорно значимой для экономики республики «операции спасения» чуть было не затерялся, собственно, сам спаситель — инвестор и новый владелец «БТА-Казань». К слову, директор крупнейшего в республике «ТФБ-Холдинга» Роберт Мусин сегодня был не так многословен: на благодарности реагировал сдержано и выглядел несколько озадаченным.
Мусин не стал скрывать, что окончательного решения о дальнейшей стратегии развития «БТА-Казань» он еще не принял.
«Возможно, это будет самостоятельный банк. По крайней мере, сегодня стратегически у меня нет желания их объединять (с Татфондбанком, — ред.). Надо подумать над стратегией, за счет чего банк в своей нише будет эффективным, конкурентоспособным и надежным», — лаконично заявил он.
Напомним, АСВ выделяет на санацию «БТА-Казань» 9,9 млрд на особых условиях — кредит предоставляется сроком на 10 лет по ставке 0,51%. Структуры Мусина добавят к ним еще 3 млрд рублей — и если 1,2 млрд из них предоставлены Татфондбанком на аналогичных с АСВ условиях, то вот 1,8 млрд рублей входят в капитал обновленного «БТА-Казань» без каких-либо процентов.
На вопрос, за счет чего новый инвестор рассчитывает вернуть инвестиции, Роберт Мусин отрезал:
«Я рассчитываю, что я буду владельцем банка „БТА-Казань“. Стопроцентная доля будет принадлежать моей компании, которая вкладывает 1,8 млрд рублей».
При этом речь Мусина дала основания полагать, что банк ему, если можно так выразиться, достался почти «случайно», после разговора с Рустамом Миннихановым. Новый владелец постарается сохранить и коллектив «БТА-Казань» (921 сотрудник, — ред.), и филиальную сеть, не исключает ребрендинг и смену названия банка, но, как и все остальные, с нетерпением ждет итогов расследования — куда из банка исчезла часть активов.
«Надо ситуацию окончательно видеть изнутри. Я бы хотел, чтобы все понимали, что подход будет корректный, но достаточно жесткий. Дырка не маленькая. И поэтому, когда говорят, что мне поручение президент дал в последний момент, я согласился… Но подход будет достаточно жесткий. Надо понять, куда ушли средства, и чтобы дальше банк жил, работал и был эффективным».
В завершение добавим, что уже с понедельника «БТА-Казань» должен заработать в обычном режиме — обслуживать клиентов и выполнять все обязательства как перед физическими, так и перед юридическими лицами.
Обнуление капитала до 1 рубля произойдет, когда временная администрация, назначенная АСВ, полностью завершит свою работу. Занять этот процесс может от полутора до трех месяцев. После этого ООО «Новая нефтехимия» Роберта Мусина становится 100%-м хозяином «БТА-Казань» с уставным капиталом 1,8 млрд рублей.
Ранее на эту тему:
БТА-Казань: спасение долгое, но ожидаемое
Юлия Амочаева
Фото/видео: пресс-служба президента РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: