Самые хладнокровные пытаются высчитать будущий курс американской валюты на стыке алгебры и статистики. Самые эмоциональные читают доллару отходную молитву. Радикалы пророчат замену доллара полновесными золотыми дукатами. Прагматики просто говорят о будущей девальвации доллара в обозримом будущем. Да, именно прагматики, вы не ослышались. Потому что, как мы убедились на минувшей неделе, говорить о девальвации рубля в России — не прагматично и чревато. А вот доллар можно заливать водичкой безответственных заявлений можно сколько угодно абсолютно безболезненно. Из Конгресса не попросят. Да и народ не обидится, коли что не так. Он — народ — во-первых, все равно уже ничему не верит. А во-вторых, доллары (у кого сколько есть) держит мертвой хваткой. И черт-с-два отдаст, даже если московский мэр начнет сжигать зеленоватые портреты бывшего почтмейстера Пенсильвании на Красной площади.
Так что можно сказать, что трезвость — по-прежнему норма жизни. Во всяком случае, в обращении с денежными знаками.
Об этом же свидетельствуют и предварительные итоги последнего опроса Bankir.Ru. 45% наших респондентов полагают, что курс доллара по отношению к рублю останется этой осенью на нынешнем уровне (в диапазоне 29−32 рубля за доллар). Лишь 10% считают, что доллар будет стоить 25−28 рублей. И только 5% (то ли самые веселые, то ли «мышка» во время голосования на коврике дернулась) полагают, что курс американской валюты по отношению к рублю будет ниже 25 рублей за доллар. Зато 40% (и автор этих строк в их числе) полагают, что от 33 до 41 рубля за доллар — вполне возможные реалии ближайших месяцев.
И тут проясняется любопытная деталь. Провозвестники «слабого» доллара и «крепкого» рубля обожают апеллировать к нефтяному рынку. Мол, нынешняя цена на нефть сулит беды первому и успех второму. И тут выясняется одна любопытная деталь. Не только выясняется, а легко иллюстрируется.
В уже упомянутом опросе вслед за пунктом о будущей «цене» доллара мы поставили пункт о будущей цене на нефть. 61% респондентов уверен, что цена на нефть сохранится в принципе на нынешних позициях — в диапазоне $ 61−80 за баррель. Еще 10% прочат цену выше $ 80 за баррель. И лишь 23% предрекают возможность снижения цены на нефть до $ 40−60 за баррель. Нехитрое сравнение показывает, что половина из тех, кто прогнозирует рост рублевой «цены» доллара, при этом уверена, что нефть в цене не упадет. Значит, не только в нефти дело?
Не только. Далеко не только. Сегодня уже ясно: американская экономика действительно дно нащупала и даже оттолкнулась, российская — вязнет в болоте. Да, американские банкиры потеряли в капитализации, свернули экспансию, частично разорились и пошли по миру, но они УЖЕ в большинстве своем очистили активы и отсекли болезненную опухоль. Да, американская экономика оказалась инвестиционно обескровленной, но она УЖЕ набирает обороты. Да, американский фондовый рынок сиганул вниз, но индекс Доу-Джонса, лишившись балласта в виде бумаг банкротов, УЖЕ перестал быть заложником ожидаемых дефолтов и уверен идет к знаковой отметке в 10 000 пунктов.
В России все это ЕЩЕ не произошло. И правы те, кто говорит, что сегодняшняя ситуация на банковском, фондовом и промышленном рынках страны — это бомба замедленного действия.
По большому счету мы сейчас находимся в ситуации, когда американский рулевой мировой экономики вновь берет штурвал в свои руки. Администрация Обамы пошла по наиболее простому пути экономической хирургии — помоги всему, чему можешь помочь, отсеки все, чем помочь уже не в силах. А, как известно, самое простое часто оказывается самым верным. Из чего можно сделать столь же простой и незатейливый вывод: доллару предстоит скорое и верное укрепление.
Тогда есть ли вообще какой-то смысл в «антидолларовых» заклинаниях российских экономических «буревестников»? Что-то изменится? Перестанут выпускать компьютерные клавиатуры со значком «$»? Кто-нибудь из читающих эти строки распотрошит свою банковскую или подматрасную заначку и побежит менять доллары на рубли или, на худой конец, юани? Г-н Игнатьев срочно побежит в уличный «обменник» скинуть долларовые запасы России?
Едва ли. Видимый смысл в камланиях только один: попытаться хоть как-то канализировать общественное мнение в сторону одной и той же старой песни о главном — «Америка плохая», «она виновата в кризисе», «американская валюта хуже нашей», а значит, у нас все относительно хорошо…
Именно отсюда — и формулировки в новостях вроде «Доллар рухнул (sic!) на 16 копеек». Рухнул, понимаете! Коньки просто отбросил, дуба дал. Н авернулся, так сказать, со всей дури…
Привычка обсуждать чужие соломинки с бревном в глазу наперевес — разумеется, категория не экономическая. Но именно она ослабляет главные составляющие экономики — прагматизм, драйв и способность позитивно мыслить. Как заметил в свое время Михаил Задорнов (тот, который смешнее), «что же это за страна, где под патриотизмом подразумевают не любовь к своей стране, а ненависть к Америке?». И каковы конкурентные возможности такой страны? Ну, если оставить за скобками набившие оскомину рассуждения о нефти, газе, лесе и возможности «а вдруг откроют новое месторождение алмазов?»
Во всяком случае, если перефразировать Лескова, то так и хочется добавить: «Передайте государю: в Америке во время кризиса судьбу рубля не обсуждают»…
Фото — сайт novoteka.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: