Новости
07 Июля 2009, 10:29

Больные мозоли татарстанской нефтянки

Традиционное совещание руководителей предприятий татарстанской нефтяной промышленности в Елабуге между собой до сих пор по старой памяти именуют саммитом. Отголосок «высокого» названия в очередной раз вдохновил добытчиков «черного золота» поразмышлять об отрасли в превосходных категориях. Правда, на сей раз в минорном ключе.

Когда придет то времечко

Открывший совещание глава республики Минтимер Шаймиев отметил, что за всю историю елабужского форума впервые нефтяникам и чиновникам приходится встречаться в кризисных декорациях. Забегая вперед, он признался, что на завтрашней сессии Госсовета РТ будет докладывать о путях решения экономических проблем региона на 2010−2012 годы, но у него нет ответа — когда наступит «более легкое время».

В этой связи Минтимер Шаймиев особо отметил роль нефтяной отрасли, без которой Татарстан уже сегодня столкнулся бы с социальным неблагополучием в виде задержек зарплат и пенсий. При этом Президент РТ выразил искреннее восхищение новыми технологиями и проектами компании «Татнефть».

В частности, речь шла о разработке Ашальчинского месторождения высоковязких нефтей, на котором он вместе с другими участниками форума побывал с утра. «Это нерентабельная работа, — признал он. — Но это дело с захватывающей перспективой». И тут же возмутился косностью современной системы налогообложения: «Сначала Ленинскую, потом — пару Государственных премий надо дать только за то, что начали освоение таких залежей, а уж потом налоги спрашивать», — добавил эмоций Президент.

Слова были обращены не в пустоту. В совещании принимал участие заместитель директора департамента нефтегазового комплекса Минэнерго РФ Сергей Ерке. В финале встречи он согласился с выступавшими и отметил, что опыт работы региона, причем не только с тяжелой нефтью, — бесценен и требует тиражирования на страну.

Истории больших и малых

Основную информационную нагрузку несли два доклада: главы «Татнефти» Шафагата Тахаутдинова и гендиректора ЗАО «Нефтеконсорциум» Фаниса Валеева.

Первый рапортовал: время тяжелое, но ответственность за взятые обязательства в производстве и социальной сфере компания с себя не снимает. Итоги полугодия это подтверждают. Так, компания выполнила план по добыче 12,742 млн. тонн нефти, при этом 131 тыс. тонн из них — в Самарской и Оренбургской областях. На Ашальчах в опытно-промышленном режиме функционирует 3 пары скважин, дающие вместе 70 тонн ежесуточного дебита. До конца года компания планирует пробурить еще три скважины и добыть 25 тыс. тонн черного золота. В Ливии идет освоение первой скважины, а в текущем году запланировано пробурить еще две. В Сирии пробурено 4 разведочные скважины, на двух из которых получен приток нефти дебитом 200 кубометров в сутки.

Иная картина с малыми нефтяными компаниями (МНК). Так, несмотря на то, что добытые в 2008 году 6,477 млн. тонн нефти и превышают показатели 2007-го на 5% и первое полугодие текущего года на 89 тыс. тонн обогнало аналогичный показатель годичной давности (3,174 млн. тонн), радоваться, по большому счету, нечему. Так, залог будущих успехов — развитие эксплуатационного бурения — приняло кризисный удар первым. По словам Фаниса Валеева, темп резко снизился начиная с последнего квартала 2008-го. К тому же есть еще и кредитная нагрузка. От нее в полной мере не спасает даже антикризисная программа, позволившая сократить эксплуатационные затраты в целом по МНК на 10%, и ряд мер поддержки от «Татнефти».

Президент поднимал по очереди руководителей четырех отстающих малый компаний с одним и тем же вопросом — почему те сработали по итогам 2008-го с убытком? Ответы предприятий, добывающих по 7,5 — 20 тыс. тонн нефти в год, разнообразием не отличались: спад спроса и цены наложились на амортизационные расходы, кредиты и налоги.

К этому можно добавить и информацию главы «Нефтеконсорциума» о высоких затратах «малышей» при графике экспортных поставок не по трубопроводным направлениям, а через порты Приморск и Новороссийск. При средней отправке в 1,5−2 тыс. тонн издержки оказываются существенными.

Конечно, эта и другие подобные проблемы — вотчина федеральных властей, но кое-что, оказывается, можно было бы «утрясти» и на местах. Например, руководитель «Макойла» — одной из отстающих компаний — сетовал на нехватку средств, в том числе и в связи с закупкой 16 новых станков-качалок. «Мы вас три раза собирали. У „Татнефть-МехСервиса“ есть 900 свободных СК. Они сдают их в аренду, в том числе и с возможностью сервиса», — в ответ напомнил о своем предложении Шафагат Тахаутдинов. По его словам, новый станок стоит 1,147 млн. рублей, а предлагаемая аренда обойде
тся всего в 250 рублей в день.

«Проблема проблем»

Больных мозолей у «нефтянки» предостаточно. Причем большинство из них типичны для всей страны. Так, Фанис Валеев отметил, что за 2008 год нефтяники смогли перевести в промышленную категорию 330 участков. При этом в 2009-м необходимо осуществить перевод еще 570 с лишним.

Президент развил тему. «Находятся „умные“ ребята, которые, по нашему недосмотру, поотвели земель сельхозназначения!.. А там всю жизнь проходил продуктопровод», — посетовал Минтимер Шаймиев и привел печальный пример «Таттрансгаза», иллюстрирующий как раз такую ситуацию. По словам главы республики, новый собственник поставил перед газовиками ультиматум: вынести трубу за пределы его территории, либо же раскошелиться на компенсацию в 300 млн. рублей. «И нигде детали не предусмотрены! Вся страна может в судах оказаться! Вот где проблема проблем…» — констатировал Президент РТ.

Ницше по-татарски

Финал форума был освящен духом немецкой философии. «Сложности нас закаляют», — отметил Минтимер Шаймиев, создав прямой посыл к ницшеанскому «что не убивает — делает сильней».

Фото — официальный сервер Президента РТ

Новости
12 Декабря 2024, 19:11

Транспортный грант получат 5,5 тыс. студентов Татарстана

На эти цели из бюджета республики выделили 60 млн рублей.

В этом году более 8 тыс. студентов высших и средних учебных заведений РТ подали заявки на получение транспортного гранта. Из них будет отобрано 5,5 тыс. человек, которые получат «Карту жителя Татарстана» и ежемесячные выплаты на проезд и другие нужды. Иностранные студенты также смогут воспользоваться транспортными картами. Об этом сообщила первый замминистра по делам молодежи РТ Софья Галиева-Мустафина на пресс-конференции в «Татар-информ».

Она отметила, что в прошлом году программа работала иначе: студентам возвращали часть потраченных на проезд средств. Однако из-за большого количества негативных отзывов условия были пересмотрены. В этом году из бюджета республики на выплату грантов выделили 60 млн рублей.

Ранее TatCenter писал, что проекты учреждений молодежной политики в РТ получат гранты на 50 млн рублей.

Галиева-Мустафина Софья Альфредовна

Первый заместитель министра по делам молодежи РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: