Новости
08 Апреля 2014, 12:00

Благотворительно… влюбиться в музыку

На сцене ГБКЗ им. С. Сайдашева прошел благотворительный концерт «Музыка детских сердец». О премьере исполнения «Казанской сюиты» и о том, какие эмоции вызвали произведения, сыгранные двумя детскими оркестрами, — репортаж портала TatCenter.ru.

Это, пожалуй, самый необычный репортаж из ГБКЗ. И не только потому, что повод особенный — благотворительный концерт, на котором играли детские оркестры. Дело в том, как он прошел — это поистине история о том, как влюбиться в классическую музыку. Портал TatCenter.ru открывает завесу тайны этого вечера.

Начнем с того, что благотворительный концерт проводится в рамках проекта «Музыка детских сердец». Сам концерт — это уникальное событие, когда на одной сцене выступают два детских оркестра: Юношеский симфонический оркестр России им. Л. Николаева и Юниор-оркестр ССМШ-колледжа при Казанской консерватории.

Дирижеры концерта — художественный руководитель и главный дирижер ЮСОР им. Л. Николаева Василий Валитов и художественный руководитель и главный дирижер Юниор-оркестра ССМШ-колледжа при Казанской консерватории Анна Гулишамбарова. Для обоих дирижеров этот концерт — еще и дань уважения и памяти своему учителю — отечественному дирижеру Фуату Мансурову, многие годы руководившему ГСО РТ.

А настоящим украшением концерта стали молодые солисты Алия Водовозова, Камиль Мухаметдинов и автор «интриги» вечера Радик Салимов, который специально для концерта написал музыку.

СПРАВКА

«Музыка детских сердец» — культурно-социальный проект ЮСОР — в этом году отмечает свой 10-летний юбилей. Цель проекта — дать возможность детям и молодежи увидеть на сцене молодых музыкантов из различных регионов России и услышать лучшие образцы национальной классической музыки, а также дать возможность талантливым солистам выступить на большой концертной площадке с симфоническим оркестром.

В начале концерта ведущие зачитали приветственные слова ректоров казанской и московской консерваторий и пригласили к микрофону гостей, которые помогали в организации и проведении мероприятия. Особый акцент сделали на программе концерта — в ней сделана попытка взглянуть на диалог культур, где прошлое и настоящее сочетается с небольшими «интермеццо» из произведений европейских композиторов.

Во время «путешествия» в мир симфонической и классической музыки исполнили «сокровища» отечественной и зарубежной классики — сочинения Михаила Глинки, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Петра Чайковского, Жоржа Бизе, а также музыкальные отрывки из балета «Шурале» Фарида Яруллина.

Любви все возрасты покорны!

Наверное, только ленивый и жадный не произносил эту фразу. Признаваться в любви прекрасному, высокому — никогда не стыдно. Наоборот, стыдно скрывать это, стесняться и прятать в себе это чувство. На концерте, который назывался «Музыка детских сердец», произошло нечто такое, что другими словами и не назовешь — произошло свидание с классической музыкой.

Поначалу зрительный зал как будто не понял, как нужно реагировать — слышались жидкие аплодисменты, и чувствовалась какая-то напряженность. Но уже на втором произведении (Фанфары из «Казанской сюиты» Радика Салимова) зал буквально «взорвался»: премьера сюиты известного казанского композитора удалась на славу! Кстати, сам Радик Салимов солировал на курае.

Когда на сцену вышел Камиль Мухаметдинов, казанский 11-классник ССМШ-колледжа при консерватории им. Н. Жиганова, воцарилась тишина: все прислушались к виолончели, из которой он мастерски выводил приятные и оживленные мелодии. Камиль исполнил вместе со сводным оркестром произведение Петра Чайковского «Pezzo capriccioso». Вот тут-то и началось преображение публики на глазах — аплодисменты становились все оживленнее, на лицах появились искренние улыбки и счастливые взгляды. Казалось, что музыка заставляет каждого слушателя переживать вместе с автором и музыкантами те мгновения, когда писалось это произведение.

Другим откровением для слушателей стало исполнение сольной партии «Венгерской пасторальной фантазии» на флейте от Алии Водовозовой, студентки московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Такой непростой инструмент — флейту — ей удалось «разговорить», и очаровать зрительный зал волшебной музыкой. В благодарность за бурные аплодисменты Алия исполнила отрывок из музыкального произведения уже без сопровождения оркестра, на что зрители ответили криками «Браво» и бурными восторженными овациями.

Публика менялась на глазах

Кстати, про публику — большую часть составляли воспитанники из детских домов и интернатов, дети из многодетных и малообеспеченных семей Казани, поэтому чувствовалось небольшое отличие от привычной аудитории, которая бывает на концертах симфонического оркестра и в оперном театре.

Прежде всего, отличие было заметно в аплодисментах: они были несмелые, разрозненные — как будто зрители благодарили не весь оркестр, а только некоторых музыкантов. Когда присутствуешь на больших концертах, невольно замечаешь, как нестройный гул аплодисментов вдруг превращается в одно ритмичное и громкое «Спасибо»: когда все аплодируют как будто одновременно. Однако и здесь ближе к последнему произведению концерта атмосфера была очень похожа на «театральную».

А зрителей объединяло одно — желание услышать музыку в живом исполнении. Бесспорно, сидеть в концертном зале и слышать настоящие, живые звуки инструментов, видеть лица музыкантов — этого никакая высокопрофессиональная техника не сможет заменить. Ведь концерт — это не только «превращение» нот в звуки, как говорил наш недавний собеседник Эдуард Туманский, но и душевные переживания, особенное восприятие настроения произведения.

Кстати, все музыканты говорят, что одно и то же произведение можно сыграть по-разному, и часто все зависит от дирижера — как он грамотно и красиво «ведёт» за собой весь оркестр. Наши дирижеры поистине выложились на все сто, и это было видно по музыкантам — никто из них не задумывался, когда вступать, потому что за них это делал дирижер.

Влюбиться в классическую музыку?

Говорят, классическую музыку любят за ее гармонию, глубокий смысл, красоту, у кого-то она затрагивает душевные струны, она вдохновляет и пробуждает возвышенные эмоции.

Вот и здесь: глядишь на зрителей во время концерта и обращаешь внимание, как они меняются: беспокойный мальчишка прислушивается к музыке и усмиряется, а умиротворенный взрослый наоборот, начинает качаться в такт музыке — это ли не доказательство того, что классическая музыка как-то по-особенному на нас действует?

Рискнем предположить, что большинство из тех зрителей, которые в этот вечер впервые услышали вживую классические произведения в лучшем концертном зале, влюбились в нее. Ну или, по крайней мере, точно задумались о том, почему не приходили сюда раньше. А любители музыкальных симфонических концертов просто в очередной раз получили удовольствие — ведь приятно вновь услышать знакомые произведения.

Культурный журналист

Тимур Давлетшин

Новости
08 Декабря 2021, 12:32

Ростехнадзор выявил 15 нарушений на котельной «Кукморского валяльно-войлочного комбината»

В отношении юрлица будет составлен административный протокол по ч. 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Ростехнадзор в ходе проверки выявил 15 нарушений промышленной безопасности на котельной «Кукморского валяльно-войлочного комбината».

Надзорным ведомством установлено, что с операторами котельной не проводятся тренировочные занятия по локализации и ликвидации последствий аварий, отсутствуют приборы и системы контроля за производственными процессами, разрушена тепловая изоляция паропровода, идущего на деаэратор и т. д.

По результатам проверки в отношении юрлица будет составлен административный протокол по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: