Новости
10 Февраля 2009, 10:21

Бизнес-консультация: построение системы менеджмента качества

TatCenter.ru продолжает проект «Бизнес-консультации». Тема очередного консультирования — построение системы менеджмента качества в компании. Комментирует руководитель Независимой консалтинговой компании «СЭНК».

«Как самому построить систему менеджмента качества в компании?» — спрашивает Равиль Усманов, Казань.

На вопрос отвечает генеральный директор ЗАО «Независимая консалтинговая компания «СЭНК» Сергей Купцов:

— В настоящее время компания может либо самостоятельно создать систему менеджмента качества, либо обратиться за помощью к консультанту. В первом случае компания многому научится. Однако данная работа займет очень много времени, а количество специалистов в данной области ограничено. Во втором — высокая стоимость услуги, однако компания сэкономит время и получит быстрый результат профессионального уровня. Большинство компаний выбирают второй вариант.

Работа в данном направлении состоит из нескольких этапов:

  • подготовка;
  • разработка документации;
  • внедрение, внутренний аудит;
  • отчет по менеджменту качества высшему руководству;
  • сертификация СМК и повторные аудиты, постоянные улучшения, ресертификации.

Подготовка

Для начала компания-консультант проводит предварительную «грубую» оценку клиента для того, чтобы определить контуры будущего проекта. Оцениваются:

  • отрасль компании и направления ее бизнеса;
  • организационная структура, структура руководства, количество персонала;
  • нужна ли клиенту сертификация; если нужна, то какая, зачем и в какие сроки. Стоит заметить, что сертификация бывает западная (BVQI, DNV, TUV, Lloyd register и др.) и российская (ГОСТ-Р, Русский регистр и др.).

Далее проводится собственно анализ состояния компании «как есть». Компания-консультант стремится определить слабые места и риски в бизнесе клиента (несоответствия стандарту), а также выявить потенциалы улучшений, которые можно внедрить, желательно с минимальными затратами. Для этого проводится поэтапный опрос персонала компании, начиная от топ-менеджмента до исполнителей. Завершается этот этап формированием проекта внедрения СМК в компании.

На следующем этапе надо реализовать ту концепцию, которая сложилась после анализа текущего состояния компании. И, прежде всего, надо разработать «принципиальную схему компании», причем не столько «как есть», сколько «как должно быть», с учетом требований стандарта ISO 9001:2000. В менеджменте качества эту схему принято называть «ландшафт процессов»: она содержит названия процессов, протекающих в компании и, возможно, связи между ними. Процессы принято делить на три группы:

  • процессы руководства компанией;
  • основные процессы (которые добавляют ценность для клиента и приносят компании прибыль);
  • поддерживающие (вспомогательные) процессы.

В рамках работы консультанта с клиентом изучаются все действующие основные и поддерживающие процессы, а также продумываются варианты успешного функционирования основных процессов.

Для того чтобы процессы могли эффективно исполняться с учетом требования ISO 9001:2000, необходимо разработать шесть обязательных процедур управления СМК:

  • управление документами;
  • управление записями;
  • управление несоответствиями;
  • управление внутренними аудитами;
  • корректирующие мероприятия;
  • предупреждающие мероприятия.

Разработка документации СМК

Всю документацию по СМК можно условно разделить на три группы. В первую группу входят материалы, которые развернуты в Руководстве по менеджменту качества (политика и цели компании по качеству). Эта документация представлена в самом общем виде и носит «рекламный» характер: она предоставляется клиентам, поставщикам, партнерам. Во вторую группу входят документы, регламентирующие деятельность компании: как анализировать рынок, как работать с поставщиками, создавать новую продукцию и т. п. Третью группу составляют рабочие инструкции, должностные инструкции, чертежи, оперативные инструкции, формы документов и т. д.

Внедрение

После того, как СМК создана, ее необходимо внедрить. Для этого необходимо распределить ответственность за выполнение созданных процессов между руководителями и сотрудниками, а также провести обучение руководителей, которые затем обучают своих сотрудников.

Внутренний аудит

На данном этапе проверяется, насколько запланированное соответствует д ействительному. Основная цель — совершенствование созданной системы. Когда СМК создана и проведены внутренние аудиты, уполномоченный руководства по качеству представляет высшему руководству компании отчет, который содержит анализ:

  • рекламаций клиентов;
  • доли рынка компании;
  • корректирующих мероприятий;
  • предупреждающих мероприятий;
  • внутренних аудитов;
  • выделенных ресурсов;
  • работы с персоналом;
  • корпоративной культуры и т. д.

Сертификация СМК

Когда СМК полностью готова, проводят ее сертификацию (сертификационный аудит), т. е. подтверждение аккредитованным органом, что созданная система соответствует стандарту.

Аудиторы проверяют работающую систему. В ходе проверки определяются «критические отклонения», замечания и рекомендации. Если критических отклонений больше 3, то сертификация прерывается, назначается время следующего аудита. Такие случаи встречаются довольно редко.

Поскольку принцип непрерывного совершенствования заложен в СМК изначально, ежегодно проводятся так называемые контрольные аудиты, а каждый третий год — обязательная ресертификация системы. Стоимость сертификации зависит от размера компании и количества человеко-дней работы аудитора.

Когда СМК создана и работает, компания становится более конкурентоспособной и результативной. В мире постоянных перемен у владельцев есть уверенность, что компания будет успешно адаптироваться к изменениям и производить более качественные продукты или услуги, что особенно актуально во время мирового финансового кризиса.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: