Новости
02 Мая 2007, 13:37

Бизнес — консультации: стандарты автопрома

TatCenter.ru продолжает проект «Бизнес-консультации», в рамках которого поступил вопрос о применении предприятиями автопрома международных стандартов в области менеджмента ISO.

«Сегодня оптимизм российского автопрома поддерживается тем, что наработан опыт организации поставок качественных комплектующих на атозаводы. Пожалуйста, расскажите подробнее об этом опыте,» — такой вопрос прислал Рустам Калимуллин, Набережные Челны.

На вопрос отвечает Геннадий Сидоров, эксперт по сертификации систем менеджмента качества, заместитель директора НП «Поволжский центр качества».

Особую роль играет автомобилестроительная промышленность в кризисных ситуациях, когда отрасль выступает «локомотивом», вытягивающим всю экономику страны из экономического кризиса. Это обусловлено особенностями автомобильного производства с его масштабностью, массовостью, высоким уровнем кооперации с другими отраслями промышленности. Ответственность за качество и безопасность автомобилей перед потребителем и обществом несут автосборочные предприятия, то есть конечные изготовители. Не надо забывать, что доля автокомпонетов (комплектующих изделий и материалов) в составе автомобиля может превысить 75%. По данным статистики, доля дефектов компонентов в общем количестве дефектов автомобиля в гарантийный период эксплуатации составляет 65−80%. Поэтому, стремясь к высокому качеству своей продукции, автосборочные предприятия предъявляют высокие требования к качеству продукции своих поставщиков.

Сегодня единственный способ разрешить эту проблему — применение предприятиями автопрома международных стандартов в области менеджмента ИСО серии 9000 (система менеджмента качества — СМК), ИСО 14 000 (экологический менеджмент), OHSAS 18 000 (охрана труда), ИСО/ТУ 16 949 (автомобильная промышленность).

Российская автомобилестроительная отрасль рассматривает стандарт
ИСО/ТУ 16 949:2002
(ГОСТ Р 51 814.1−2004) «Особые требования по применению ИСО 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части», как документ, минимально необходимый как на автосборочных предприятиях, так и на предприятиях, выпускающих составные части автомобилей.

В 1994 году автомобилестроительными компаниями Крайслер, Форд и Дженерал Моторс (США) была принята система QS-9000, устанавливающая требования к системам качества поставщиков. Подобные требования к системам качества поставщиков автомобилестроительной отрасли были установлены во Франции, Германии, Италии. Международный комитет ИСО/ТК 176 и Международная Автомобильная Целевая Группа (IATF) гармонизировали такие требования, выпустив в 1999 году международные технические условия ИСО/ТУ 16 949−99, которые опирались на требования ИСО 9001:1994. Необходимо отметить ряд существенных отличий требований ISO/TS 16 949:2002 от требований стандарта ISO 9001:2000:

процессы СМК нужно анализировать не только с точки зрения их результативности, но и эффективности: анализ СМК со стороны руководства должен включать оценивание «стоимости плохого качества» и анализ фактических и потенциальных отказов при эксплуатации продукции;

производитель автокомпонентов должен подготовить планы на случай непредвиденных обстоятельств с целью удовлетворения требований потребителя — автосборочное производство при возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как: перебои в работе, отказ ключевого оборудования и возвраты из эксплуатации и др.;

производитель автокомпонентов должен соблюдать процедуру одобрения продукции и процесса изготовления, которая признается потребителем-автосборочным предприятием и в свою очередь применять ее по отношению к своим поставщикам;

автосборочное предприятие должно развивать СМК поставщика, поставщики автосборочного производства должны быть зарегистрированы на соответствие ISO 9001:2000 аккредитованным органом по сертификации ;

обслуживание оборудования должно быть планово-предупредительным с учетом использования методов прогнозируемого технического обслуживания, то есть ремонтировать только тогда, когда у вас что-то сломалось — уже недостаточно;

для того, чтобы устранить причину несоответствия производства, организация должна применять внедренные корректирующие и управляющие действия и к другим аналогичным процессам и продукции.

Рекомендуется эту работу проводить поэтапно: первый этап — разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента качества на соответствие ИСО 9001; второй этап — доработка СМК до требований ИСО/ТУ16 949.

Что предприятию-изготовителю автокомпонентов и автосборочному предприятию дает внедрение ISO/TS 16 949:2002:

—  повышение качества выпускаемой продукции;

получение преимущества перед конкурентами при участии в тендерных торгах для получения государственного, военного или любого другого заказа;

— закрепление на рынке и расширение своей доли;

упрощение и удешевление процесса получения лицензии (разрешения), сертификата соответствия на продукцию;

— повышение имиджа организации в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов;

снижение непроизводственных затрат.

Описываемые стандарты внедрены в Татарстане на ОАО «КАМАЗ» при активном участии ОАО «ВНИИС», некоммерческого партнерства «Поволжский центр качества» при поддержке Министерства экономики и промышленности РТ.

Результативность этой работы в комментариях не нуждается — всем известно, каким спросом сегодня пользуется продукция ОАО «КАМАЗ». Опыт этой работы распространяется на ОАО «АВТОВАЗ».

Новости
12 Декабря 2024, 11:48

Татарстан занял шестое место в РФ по экономическому потенциалу В третьем квартале 2024 года

При этом республика улучшила свою позицию по сравнению со вторым кварталом того же года, когда она находилась на 10 месте.

По результатам третьего квартала 2024 года, Татарстан занял шестое место в списке лидеров среди регионов с самым высоким экономическим потенциалом в России. При этом республика улучшила свою позицию по сравнению со вторым кварталом того же года, когда она находилась на 10 месте, как сообщают «Известия».

Первое место в этом рейтинге занимает Москва, второе — Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО, а третье — Московская область. В пятерку лучших также вошли Санкт-Петербург и Красноярский край. Места с седьмого по десятое заняли Тюменская, Свердловская, Иркутская области и Пермский край. Исследователи отмечают, что экономический потенциал подразумевает уровень развития реального сектора экономики. Этот показатель оценивается на основе размера фактически уплаченного в бюджет НДС, уровня среднемесячной зарплаты в регионе и общей прибыли предприятий и организаций региона.

Ранее TatCenter писал, что Татарстан занял первое место в рейтинге цифровой трансформации АПК.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: