«Для внесения в уставной капитал денежных средств необходимо оценить стоимость бизнеса. Как правильно подойти к оценке?» — спрашивает Роман Абросимов, Казань.
На вопрос отвечает Дамир Тимершин, руководитель департамента оценки Независимой консалтинговой компании «СЭНК».
Для проведения оценки бизнеса, который ведется на том или ином предприятии, необходимо оценить активы, имеющиеся в наличии на этом предприятии: недвижимое имущество, земельные участки, машины, оборудование, вложения в другие предприятия, долги других предприятий, нематериальные активы: патенты, лицензии, товарные знаки, проекты. Следует оценить также оборотные активы — денежные средства, товарно-материальные запасы. Оценке подлежит и дебиторская задолженность. Такой метод оценки бизнеса называется затратным. Таким образом, при оценке бизнеса предприятие подлежит полной ревизии, поскольку необходимо проверить правильность показателей, отраженных в бухгалтерских документах: например, дебиторская задолженность может быть просроченной, остаточная стоимость основных средств зачастую не отражает их реальной рыночной стоимости
Существенным элементом оценки бизнеса является прогнозирование доходов и, соответственно, доходный подход к оценке. Для того, чтобы произвести такое прогнозирование, полезно разработать бизнес-план предприятия. Именно возможные будущие доходы бизнеса определяют в конечном счете его стоимость. Зачастую, важны не сами активы предприятия, а то, насколько эффективно оно будет работать с этими активами. На уровень доходов влияют качество управления, новые технологии, внедряемые на предприятии и другие факторы.
Следующий метод оценки бизнеса — сравнение с аналогичным бизнесом. Изучение цен акций аналогичного предприятия, акции которого котируются на бирже, может дать определенные ориентиры при оценке стоимости бизнеса.
В идеале все три подхода должны дать одинаковый результат. Замечу, что оценщики ориентируются в основном на доходный метод. Считается, что бизнес стоит столько, сколько доходов он принесет в будущем.
Другие подходы используются по большей степени справочно, для проверки. Если результаты не совпадают, проведенное исследование анализируется на предмет ошибок. Если ошибок не обнаруживается, то нужно определить среднюю величину, с учетом веса результатов каждого из подходов. В случае, если результаты оценок различными методами сильно различаются (порою в несколько раз), оценщики обычно принимают сторону одного из подходов. Выбирается результат того подхода, которому по определенным соображениям можно больше доверять — при котором было больше исходной информации, меньше допущений.
Если предприятие оценивается, находясь в процессе банкротства, то доходный подход применить затруднительно. Тогда более предпочтителен затратный подход, метод ликвидационных стоимостей.
Бывают ситуации, когда предприятие не показывает чистых доходов, хотя другие параметры указывают на то, что предприятие функционирует нормально. Тогда вместо доходного метода можно ориентироваться на сравнительный подход.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: