Здесь применима относительно новая модель взаимодействия государства и частного бизнеса, актуальная в последнее время в России и в Татарстане — государственно-частное партнерство (ГЧП). ГЧП представляет собой кооперацию государственных и частных структур, специально создаваемую под те или иные цели и опирающуюся на соответствующие договоренности сторон.
Основные черты ГЧП:
- временная определенность и создание проекта под конкретный объект (дорога, социальная инфраструктура);
- совместное финансирование проекта — государственные инвестиции и частные;
- разделение рисков и ответственности между партнерами, на основе соответствующих договоренностей.
Каждая из сторон партнерства преследует собственные цели. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг инфраструктурных и социально ориентированных отраслей, населению и экономическим агентам. Частный сектор стремится к стабильному получению прибыли. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.
Плюсы от участия бизнеса в ГЧП заключаются в том, что привлекаются частные инвестиции, профессиональный опыт эффективного менеджмента, технологии. Государство в проектах ГЧП оставляет за собой права собственника, контролера и регулятора, с точки зрения соблюдения общественных интересов. Плюсы для государства — значительная экономия бюджетных средств за счет сокращения непосредственного участия государства в производстве общественных услуг, передачи его в руки частного партнера.

Марат Сафиуллин, министр экономики Республики Татарстан:
— Я сторонник модели государственно-частного партнерства, потому что очень много направлений имеют смешанную природу, например строительство дорог, мостов. И здесь для масштабных проектов, модернизации — недостаточно ресурсов, накопленных благодаря удачной конъюнктуре рынка. Требуется привлечение серьезных инвесторов, заинтересованных в коммерческом успехе проекта. Положительно то, что это — частная инициатива, частный капитал, для которых характерно стремление к окупаемости и прибыли. Желающие всегда найдутся, конкуренция здесь также большой плюс. Перспективы ГЧП, на мой взгляд, заключены в инфраструктуре и социальной сфере. Это частная медицина, образование, социальное обеспечение.
Можно сказать, что 2007 год положил начало возрождению государственно-частного партнерства в нашей стране. Импульс был дан весной в Послании Президента Федеральному Собранию. Затем этот вопрос рассматривался Правительством, а также Советом по конкурентоспособности. В концепции бюджета на ближайшие три года заложены принципиальные возможности для стратегии экономического развития страны, с опорой на активную роль государства в экономике через государственно-частное партнерство, формирование и капитализацию институтов развития.
В середине февраля 2008 года Внешэкономбанк и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заключили Меморандум о взаимопонимании. Согласно документу стороны намерены осуществлять совместное финансирование проектов в области транспортной инфраструктуры, энергетики, коммунального хозяйства, защиты окружающей среды.
Своим мнением на тему делится Шамиль Агеев, председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:
— Во-первых, надо четче формулировать понятие государственно-частного партнерства, как на уровне муниципалитетов, субъектов федерации, так и на отраслевом уровне. Мало показаны механизмы, условия такого партнерства, недостаточно примеров в России и Татарстане. К сожалению, пока это лишь «дань моде», наше желание. Не всегда органы власти выполняют свои обязательства, сохраняются проволочки с оформлением разрешительных документов. Посмотрите, сколько до сих пор нужно получить виз при строительстве промышленных и других объектов?!
Областями внедрения государственно-частного партнерства мне видятся ЖКХ, здравоохранение, сельское хозяйство. Однако и здесь сильно сказывается непредсказуемое повышение цен. Например, сейчас агропромышленный комплекс страдает от увеличения стоимости удобрений. Это касается и цен на энергоресурсы, и транспортных расходов и других составляющих.
Поэтому, говоря о перспективах, надо сначала глубже изучить ситуацию сегодня, изменить подход государства и учесть пожелания предпринимателей.
Если брать проекты крупного масштаба, то из утвержденных на 2007 год проектов ГЧП, которые получат поддержку из средств Инвестиционного фонда, можно выделить строительство автодороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге, строительство скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург, комплексное развитие Нижнего Приангарья, а также строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске.
Татарстанский мегапроект был оценен в 130 млрд. рублей (в ценах 2010 года), причем вложения Инвестфонда составят всего 29\%, остальное — частные инвестиции. Проект не меньшего масштаба в республике — это особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», функционирование которой постоянно освещается в средствах массовой информации.
Упомянутые примеры ГЧП, однозначно, окажут позитивное влияние на повышение инвестиционной привлекательности Татарстана, улучшение бизнес-климата. Однако есть сферы, потенциал развития которых еще весьма значителен — ЖКХ, социальная инфраструктура, дороги, защита окружающей среды, туризм — здесь проекты ГЧП имеют особое значение, и требуется повышенное внимание к возможности таковых, ведь они имеют социальную направленность.
Александр Таркаев, депутат Госсовета РТ:
— Я вижу перспективы частно-государственного партнерства в двух направлениях: в развитии капиталоемкой и медленно окупаемой инфраструктуры — дороги, порты, аэропорты, и в финансировании стартовых (допатентных) этапов развития высокотехнологических предприятий. Кроме того, я вижу возможности государства в создании специфической инфраструктуры для бизнеса в области высоких технологий: центры коллективного пользования IT, лаборатории анализа физико-химических свойств материалов, центры патентной защиты, частно-государственные фонды.
Мнение г-на Таркаева по поводу нормативной базы заключается в том, что необходима тщательно проработанная программа и соответствующие изменения в бюджете, обеспечивающие выполнение этой программы. Как сообщили в Комитете по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ, сейчас работа ведется таким образом, что там, где это требуется, вводится специальная глава или подраздел о ГЧП. В качестве примера можно упомянуть Подпрограмму государственно-частного партнерства при строительстве транспортной инфраструктуры, действующую в рамках Республиканской целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006−2010 годы», а также законопроект «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РТ».
Важность формирования условий для развития ГЧП трудно переоценить. Сегодня не только государство обязано нести социальную нагрузку, но и крупные компании также должны подключаться, для устранения дисбалансов в экономике. Развитие ГЧП позволит диверсифицировать экономику, в соответствии со стратегическими целями власти, и поднять в итоге качество жизни населения.









Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: