Новости
05 Мая 2011, 17:06

Бизнес и СМИ: проблемы взаимодействия

Что предприниматели могут получить от СМИ? Какую роль СМИ должны и могли бы играть в продвижении и развитии бизнеса в Татарстане? Какое оно — настоящее деловое издание? Ответы на эти вопросы искали на круглом столе «Информационная среда малого и среднего бизнеса», организаторами которого выступили TatCenter.ru и ЦАИР.

круглый стол Напомним, первый круглый стол, организаторами которого выступили TatCenter.ru и ЦАИР прошел 30 марта. На нем обсуждалась инфраструктура малого и среднего бизнеса. Его участники пришли к выводу, что одна из главных проблем взаимодействия предприятий МСБ и созданной для них инфраструктуры — их информационная, а зачастую и системная разобщенность. Поэтому второй круглый стол было решено посвятить взаимодействию предпринимателей и объектов бизнес-инфраструктуры со СМИ.

За неделю до круглого стола, портал TatCenter.ru провел опрос читателей. Мы спросили наших читателей, хватает ли в СМИ хватает информации о малом и среднем бизнесе. Согласно результатам опроса, лишь 5% респондентов отметили, что «СМИ дают информацию в полном объеме». Большая часть проголосовавших (34%) выбрали ответ «Необходимую информацию можно найти только в специализированных изданиях и на сайтах ведомств», еще 28% считают, что «в СМИ нет ничего, кроме рекламы». 19% отмечают, что «информация есть, но порой ее сложно найти» и 14%, что «в СМИ практически ничего нет о работе организаций, деятельность которых направлена на МСБ».

Бизнес хочет, а СМИ может

Открывая заседание, модератор круглого стола Александр Салагаев, отметил, что в Татарстане есть масса организаций, деятельность которых направлена на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. Это ОПОРА РОССИИ, «Деловая Россия», Ассоциация предприятий МСБ, Комитет по поддержке и развитию предпринимательства РТ. Кроме того в республике много СМИ, которые позиционируют себя как бизнес-издания. Это «Время и деньги», «Деловой квартал», «Где деньги», электронные издания TatCenter.ru, Бизнес-online и ряд других. Но, тем не менее, участники круглого стола утверждают, что в республике нет сбалансированной информационной среды, направленной на развитие и укрепление предпринимательства, освещение проблем МСБ. Кроме того, не хватает четкого взаимодействия представителей СМИ и бизнеса. Для большинства остается неясным вопрос, что предприниматели могут получить от СМИ? Какую полезную информацию почерпнуть, какие проблемы решить? Насколько адекватно СМИ отражают проблемы малого и среднего бизнеса?

Артур Курцев, пресс-секретарь Инвестиционно-венчурного фонда:

—  Деловая пресса, если она хочет соответствовать современной действительности, должна перестать нести чисто информативную функцию. Она нужна для поиска партнеров, инвесторов, для общего развития бизнеса. Обществу должны быть преподнесены истории успеха. Пресса может и должна способствовать идеологической работе по пропаганде малого и среднего бизнеса. Сейчас многое делается для поддержки предпринимательства, происходит немало финансовых вливаний. Но люди должны поверить, что программы поддержки работают.

А.Газизов Азат Газизов, председатель совета Татарстанского РО общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:

— На территории Приволжского Федерального округа от силы в шести регионах есть кластер деловой журналистики. О чем это говорит? Недостаточно смотреть на проблему под одним углом, нужно, прежде всего, понять, что такое «деловое издание» и что мы от него хотим.

Ильнур Мутыков, начальник отдела перспективных разработок Инвестиционно-венчурного фонда РТ:

— Сегодня на «круглом столе» некоторые участники высказались об отсутствии активности компаний в предоставлении СМИ информационных поводов и материалов для публикаций. Вы просите «истории успеха», которые бы идеологически вдохновляли аудиторию делового издания на открытие своего дела. Мы можем дать несколько таких успешных примеров, но они скучны сами по себе, так как связаны с наукой (это научные разработки в области химии и физики) и скорее более интересны для узкоспециализированного издания, нежели для деловой прессы. Хороший вопрос — это 90% ответа, и если мы знаем, что вам интересно, то сможем рассказать об этом.

Деловые СМИ: жить или выживать

Так кто же «виноват» в недостаточном освещении в СМИ интересов и проблем МСБ, чья это задача, воспитывать грамотное поколение деловых людей? Предусматривает ли республ
иканский или федеральный бюджет поддержку изданий бизнес-направленности? Если да, то в каком объеме предусмотрены средства? С такими вопросами обратилась к участникам круглого стола Закия Шафикова, генеральный директор ООО Инвестиционная компания «Элемтэ», эксперт портала TatCenter.ru по фондовому рынку. «Почему предприниматели сами, за свои деньги должны повышать экономическую грамотность населения? «Вообще-то это задача государства», заключила Закия Икрамовна.

Однако надо отметить, что эти вопросы остались без ответа. Представители деловых СМИ в один голос подтвердили, что приходится действительно «тянуть издание на своих плечах».

Эльмира Гайнутдинова, директор Делового Центра РТ — интернет-портала TatCenter.ru:

К вопросу о финансировании. Я была бы очень рада, если бы все компании, про которые мы пишем, заплатили за освещение их бизнеса, мы были бы «в шоколаде». Но этого не произойдет, потому что у нас своя, деловая направленность. Да, действительно, организация подобных «круглых столов» — это реклама самих себя, мы же в свою очередь готовы информационно поддерживать компании, но все делать бесплатно мы тоже не можем. На мой взгляд, цель делового издания — помочь предпринимателям в создании и развитии их бизнеса, предоставляя качественную и своевременную информацию.

Юрий Алаев, генеральный директор газеты «Время и деньги»:

—  За счет чего живет деловая пресса? Представьте себе, что любое издание — газета, журнал, еженедельник — это тожеЮ.Алаев маленький бизнес, производство, а это значит — затраты. А существуют ли хоть «строчечки» или «подстрочечки» в бюджете на то, чтобы финансировать деловые СМИ? Если кто-нибудь из присутствующих назовет хоть одно прибыльное СМИ, исключая телевидение, я запишу название, для того, чтобы они со мной поделились секретом. Я имею в виду большие издания, такие как издательский дом «Коммерсантъ», федеральные «Ведомости», «Известия». Нигде нет плюсовой рентабельности, и везде учредители субсидируют. Везде. Это иллюзия.

Конечно, любое издание стремиться к независимости от власти, и такое бюджетирование может привести к конфликту интересов. Впрочем, варианты выживания все-таки есть, например, активное участие в этом процессе самого бизнес-сообщества.

Юрий Алаев:

— Бизнес-сообщество могло бы войти пулом, группой в соучредители каких-то каналов, изданий. В противном случае за кадром останется многое из того, что хотели бы узнать сами предприниматели, и не только пояснения к нормативным актам, но и реальную картину конкурентной борьбы, подавления конкуренции, неких преференций, которые получают непонятно кто, непонятно за что.

Где найти информацию по малому бизнесу?

Так где же взять информацию, касающуюся развития малого и среднего бизнеса в регионе? На специализированных сайтах или в деловых СМИ? Мнения экспертов по этому вопросу разошлись. Часть участников круглого стола сошлась во мнении, что Комитет по развитию предпринимательства МСБ РТ, Инвестиционно-венчурный фонд должны проводить системную разъяснительную работу по пропаганде предпринимательства. А для этого активно использовать свои сайты, где необходимо публиковать не только законодательные документы, но и ответы на часто задаваемы вопросы, приводить статистику, давать аналитические материалы, публиковать анализ рынка, статьи об успешных проектах и т. д.

Однако все вышеперечисленное порой очень трудно найти в интернете. Такое мнение высказал Вадим Хоменко, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор НИУ КГТУ (КАИ) имени А.Н.Туполева, руководитель комитета по науке и образованию Поволжской логистической ассоциации, научный руководитель бизнес-школы «Ай Тек».

— Я такого сайта не нашел. Наша статистика достаточно наукоемкая, и, чтобы найти готовую, надо потрудиться. Посмотрел сайт Ассоциации предприятий МСБ, ну там вообще сложно сориентироваться. Достаточно зайти на сайт любого отраслевого министерства, информация имеется. А в СМИ этой информации нет.

На это заместитель председателя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ Наталья Таркаева поспешила возразить, что все пресс-релизы, которые готовит комитет, особенно к крупным мероприятиям, начинаются с аналитической справк
и. «Мы ее никуда не прячем, она доступна и на нашем сайте. Но СМИ, как показывает практика, это не интересно. Они просто игнорируют эту часть пресс-релиза».

И.Аблаев Ильдар Аблаев, генеральный директор АНО «Татарстанская Академия управления инновационной экономикой» поделился своим видением, что же такое бизнес-информация и какой информации не хватает в деловых СМИ.

Один известный всем и очень уважаемый политик Равиль Муратов как-то поделился со мной информацией, касающейся статистики малого и среднего бизнеса. Она противоположна официальной статистике, хотя я думаю, что человеку такого статуса все-таки стоит доверить. Так, согласно данным Равиля Фатыховича, количество малого бизнеса в республике не увеличивается, а уменьшается! Чем здесь могут помочь СМИ? Предоставлением всех видов информации, всех трех слоев.

1-й слой — это событийная информация. Статьи о том, кто посетил республику, с кем встретился президент, итоги встреч политиков и так далее. 2-й слой — это познавательная информация. Обзор и рассмотрение того спектра тем, которые позволили бы предпринимателю чувствовать себя в «своей тарелке» и развиваться дальше. 3-й слой — образовательная информация. К созданию информации этого слоя необходимо привлекать представителей науки, экспертов бизнеса.

Если предприниматель будет «правильно образован», то он потенциальный клиент для меня! Я считаю, что бизнесменам надо помогать именно такой информацией. А еще было бы интересно читать о бизнесменах-мошенниках. Я считаю что, деловая пресса не в достаточном объеме предоставляет такую информацию, хотя первые шаги уже видны: СМИ стали давать сводку о делах Арбитражного суда.

Также от лица бизнес-сообщества могу сказать, что нам не хватает информации об аферистах и мошенниках. Нам нужен «черный список», чтобы знать с кем лучше не связываться.

Между тем, Закия Шафикова в очередной раз заметила, что даже членам ассоциации МСБ трудно порой найти необходимую информацию в СМИ, не говоря уже о начинающих предпринимателях.

— В Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса на сегодняшний день 137 предприятий, из них три четверти — это микробизнес. Во время анкетирования многие ответили, что никакой поддержки, в плане информации, от государства они не получали. Мы задавали вопрос, «а знаете ли вы о программах господдержки? Получали ли вы ее?» И вот большинство из этих 137 предприятий ответили — «нет, мы ничего не знаем». Вот вы говорите, что Комитет рассылает всем информацию. Тогда почему даже члены ассоциации об этом ничего не знают?

Под занавес круглого стола у Владимира Сыченкова появилось предложение о создании социальной сети для представителей малого и среднего бизнеса, в которую бы вошли и 137 предприятий Ассоциации МСБ. И тогда была бы видна полная картина: кого что волнует. Обязательно там должна быть страница текущей информации, файл с архивами, справочная документация, статьи СМИ, кадровый резерв, деятельность компаний, партнерские отношения.

Однако не все участники круглого стола поддержали эту идею. Стоит ли изобретать велосипед и создавать новые информационные проекты? Ведь в настоящее время в Татарстане работает немало деловых изданий. Да в них не хватает аналитики, рейтингов, но для того, чтобы они появились необходимо не только участие журналиста, но самих представителей бизнеса. СМИ отражают не только потребности аудитории, но и ту информацию, которую ей преподносят представители бизнес-сообщества. Государству тоже впору задуматься, только ли задача деловых изданий — повышать экономическую грамотность населения.

Фото Рамиса Гильмутдинова

СМОТРЕТЬ ФОТОРЕПОРТАЖ С КРУГЛОГО СТОЛА

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: