Новости
28 Ноября 2011, 11:49

Бесплатная юридическая помощь: плюсы и минусы

В конце ноября Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Эксперт TatCenter.ru по правовым вопросам Борис Пантелеев считает, что данный закон неприемлем в связи с многочисленными противоречиями действующему законодательству.

адвокат Как сообщает пресс-служба федеральной палаты адвокатов РФ федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии реализации права граждан РФ на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Данный законодательный акт разграничивает полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также определяет полномочия в указанной области Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и органов прокуратуры РФ.

В соответствии с данным Законом к участникам государственной системы бесплатной юридической помощи относятся федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, государственные юридические бюро.

В оказании гражданам бесплатной юридической помощи также будут участвовать адвокаты и нотариусы. Согласно Закону организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой. Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Законом определяются категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, а также случаи оказания такой помощи.

Право на бесплатную помощь имеют малоимущие граждане, инвалиды I и II группы, ветераны Великой Отечественной войны, герои Российской Федерации, Советского Союза и Социалистического труда, дети-инвалиды, дети, оставшимся без попечения родителей, дети-сироты, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также некоторые другие категории граждан. При этом органы государственной власти субъектов РФ могут расширить этот перечень, определив порядок принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Бесплатная помощь может быть оказана по следующим вопросам: сделки с недвижимостью (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи); защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг); отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ; назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий; взыскание алиментов.

Предусмотрены следующие виды бесплатной юридической помощи: правовое консультирование в устной и письменной форме; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представление интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах и организациях. Бесплатная помощь может быть оказана на всех стадиях судебного разбирательства.

Деловой портал TatCenter.ru попросил высказать свое мнение по данному закону Бориса Пантелеева, эксперта TatCenter.ru по правовым вопросам, который полностью разделяет точку зрения президента Гильдии российских адвокатов, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ Гасана Мирзоева.

Борис Пантелеев Борис Пантелеев:

— Настоящий проект федерального закона не имеет конкретного, самостоятельного предмета регулирования и является совокупностью норм, регулирующих отношения, относящиеся к предмету регулирования иных законодательных актов: о нотариате, адвокатуре, прокуратуре, уполномоченном по правам человека, о порядке ра ссмотрения обращений граждан и других.

Причем в ряде случаев положения законопроекта противоречат концептуальным положениям некоторых из этих законов и Конституции Российской Федерации.

Например: статьи 8, 13, 21 законопроекта предусматривают оказание юридической помощи адвокатскими палатами, хотя по Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» концептуальным является положение о разграничение компетенции между адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями.

Согласно ст. 29 названного федерального закона адвокатская палата адвокатскую деятельность не осуществляет, в соответствии со статьями 2 и 25 закона право осуществлять адвокатскую деятельность относится к компетенции адвоката, заключающего соглашение с доверителем. А адвокатские образования на основании статей 22 и 23 закона об адвокатуре осуществляют функции организации и контроля за профессиональной деятельностью их адвокатов.

Кроме этого, согласно статье 48 Конституции Российской Федерации государство гарантирует каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи. Из смысла статьи это относится и к бесплатной помощи. Если речь идет о квалифицированной юридической помощи, то его субъектом может быть как минимум человек с «высшим юридическим образованием». В противном случае этим может заниматься и студент, и чиновник без юридического образования. Тогда конституционное гарантированное право превращается в профанацию и причем здесь адвокат и нотариус, которые призваны оказывать квалифицированную юридическую помощь.

Не выдерживает критики надуманное, условное разделение системы «бесплатной юридической помощи» на государственную и негосударственную. Причем адвокаты без всякой логики включены в обе системы. Основным специальным органом государственной системы значатся государственные юридические бюро в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации.
В настоящее время государственные юридические бюро действуют в 10 субъектах Российской Федерации, созданные в порядке эксперимента в структуре учреждений юстиции. Очевидно, что эти бюро во-первых, не в состоянии охватить потребности граждан в помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, во-вторых, по данным Минфина России 80% бюджетных средств, выделенных на бесплатную помощь, расходуется на обустройство и содержание самих государственных юридических бюро.
Такой коэффициент полезного действия со всей очевидностью свидетельствует о неэффективности и нецелесообразности повсеместного внедрения государственных юридических бюро.

Бессмыслица с точки зрения реальности и противоречия действующему законодательству содержится в статье 21 законопроекта о «негосударственных центрах бесплатной юридической помощи». Как известно адвокатские палаты и адвокатские образования не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а следовательно и создавать для этого какие-то структуры.

Что касается, адвоката и нотариуса, они на профессиональной основе занимаются оказанием юридической помощи гражданам в рамках соответственно адвокатского образования и нотариальной конторы и создавать для этого какие-либо структуры не вправе, тем более содержание этих структур составляют существенные некомпенсируемые расходы.

А передача права создания негосударственных центров бесплатной юридической помощи некоммерческим организациям с точки зрения соответствия требованиям антикоррупциогенности не выдерживают никакой критики. По сути вся предусмотренная предлагаемым проектом закона структурированная система бесплатной юридической помощи реально обеспечит лишь одно — распыление выделенных бюджетных средств между государственными и негосударственными структурами, но не гарантирует достижения цели данного законопроекта.

Учитывая, что в соответствии с частью 4 статьи 9 законопроекта финансирование «государственной системы бесплатной юридической помощи», является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, становится очевидным декларативный характер предлагаемого проекта это тот случай, когда «гора родила мышь да ещё нежизнеспособную».

На самом деле для решения проблемы обеспечения бесплатной юридической помощью необходимо следующее: во-первых, понимание того, что без участия государства эту проблему решить невозможно; во-вторых, готовность государства финансировать расходы на осуществление бесплатной юридической помощи; в-тр
етьих, принятие аналогового, не затратного механизма оплаты этой работы по схеме: федеральный бюджет — министерство юстиции — адвокат (через адвокатское образование).

В целях законодательного регулирования отношений в сфере обеспечения бесплатной юридической помощью, достаточно разработать и принять компактный федеральный закон «Об условиях и порядке финансирования бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в котором целесообразно сформулировать группы вопросов: виды и формы бесплатной юридической помощи; субъекты оказания помощи (адвокат); категории лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи; документы, подтверждающие право на бесплатную юридическую помощь; порядок оплаты работы адвоката по оказанию бесплатной юридической помощи; пакет документов, представляемых в орган юстиции для оплаты работы адвоката по оказанию бесплатной юридической помощи.

Таким образом, предлагаемый проект Федерального закона «О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» неприемлем в связи с многочисленными противоречиями действующему законодательству, а также по причине того, что является затратным с предпосылками к нецелевому расходованию бюджетных средств без достижения главной цели — реализация конституционных обязательств по обеспечению населения бесплатной юридической помощью.

Новости
17 Января 2025, 17:30

Предприниматели РТ привлекли почти ₽10 млрд благодаря госгарантиям В 2024 году

Они были предоставлены в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В 2024 году татарстанские предприниматели получили заемное финансирование на сумму 9,84 млрд рублей благодаря государственным гарантиям. Это стало возможным благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», как сообщает минэкономики региона.

В течение года поддержкой фонда воспользовались 715 человек. Общая сумма поддержки составила 4,1 млрд рублей, а заемного финансирования — 4,1 млрд рублей. Эти средства были направлены на развитие бизнеса. Большая часть гарантийной поддержки — 1,2 млрд рублей — была предоставлена предпринимателям, чья деятельность связана с производством. Обычно они используют полученные средства для приобретения оборудования, транспорта, расчетов с поставщиками и исполнения контрактов, а также для покупки недвижимости.

Ранее TatCenter писал, что Татарстан занял седьмое место среди субъектов РФ по объему финансирования малого и среднего бизнеса.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: