Банковский кризис?!
К концу 2015 года российские банкиры затеяли спор — является ли происходящая на рынке ситуация банковским кризисом.
Так, глава Сбербанка Герман Греф в ноябре говорил о «глубочайшем банковском кризисе» в России. Центробанк тогда же молниеносно парировал, что признаков такого кризиса «не видит». А глава ВТБ Андрей Костин вообще заявил, что никакого кризиса в России нет.
В конце декабря Герман Греф вновь назвал ситуацию в российском банкинге системным кризисом. Об этом, по его словам, сигнализируют совокупные потери инвестиций в банковский сектор РФ — за последние два года они превысили 3\% ВВП (1,5 трлн рублей против 900 млрд рублей в 2014 году). Напомним, согласно классификации МВФ, потери банковского сектора более чем на 2\% от ВВП говорят о системном банковском кризисе.
Банкиры Татарстана громких заявлений не делают.
Они отмечают, что рынок слишком чутко на них реагирует, как впрочем, и на любые изменения, будь то политика, действия регулятора, макроэкономические показатели или потребительское поведение.
«Этот год все-таки был непростой как для банков, так и для клиентов. Практически все банки создавали резервы, клиенты сокращали издержки и брали кредиты на рефинансирование.
Нестабильная ситуация на фондовом рынке, экономические проблемы — все это, безусловно, наложило след на банковскую деятельность", — признается управляющий отделением Банк Татарстан ОАО «Сбербанк» России Рушан Сахбиев.
О том, что год был непростым как в политическом, так и в экономическом плане говорит и директор по розничному бизнесу АО «Альфа-Банк» в операционном офисе «Казанский» Альберт Кильдеев.
«Вполне ожидаемой была стратегия поведения клиентов: они стали меньше брать заемных средств, больше сберегать и инвестировать. И сами банки это приветствуют. Граждане стали гораздо меньше тратить в этом году, чем в прошлом. Но здесь, безусловно, стоит добавить, что спад потребления мы видим на фоне резкого скачка в конце прошлого года. Поэтому статистика этого года говорит лишь об относительном снижении покупательской активности», — рассказывает банкир.
Урожай из отозванных лицензий и «поддержка» рынка
На фоне разговоров о кризисе показательно выглядит продолжившаяся в текущем году чистка банковского сектора.
ЦБ РФ в 2015 году передал на санацию 15 кредитных организаций, более чем у 90 кредитных организаций отозваны лицензии на осуществление банковских операций.
Банкиры, говорят о консолидации отрасли, новом опыте и подчеркивают: все, что не убивает, делает их сильнее.
«При всей неблагоприятности внешних условий, сложившихся в России в 2015 году, необходимо отметить способность российской финансовой и банковской системы достаточно быстро адаптироваться к их изменению», — подводит итоги года начальник управления банковских рисков и отчетности, член правления АО «Татсоцбанк» Александр Храмов.
По словам Храмова, одним из значимых событий уходящего года стало изменение Банком России механизма денежно-кредитной политики по управлению уровнем инфляции. От непосредственных валютных интервенций Банк России перешел к регулированию размера учетной процентной ставки.
«Несмотря на определенную критику и негативные последствия, данный механизм позволил сохранить валютные резервы страны и обеспечить финансовую устойчивость банковской системы. Кроме этого, в конце 2014 года Банком России своевременно были введены в действие аукционы валютного РЕПО, что позволило обеспечить крупных заемщиков необходимыми ресурсами для выплат по внешнему долгу.
Впрочем, потребность банков в ликвидности, предоставляемой через операции Банка России, снижалась. Ликвидность в банковский сектор поступала за счет финансирования расходов бюджета из Резервного фонда. В ответ на падение потребительского спроса правительством РФ были приняты программы субсидирования процентных ставок по жилищной ипотеке с государственной поддержкой и льготному автокредитованию покупки автомобилей, произведенных в России".
Для российских банков ухудшение конъюнктуры и внешние негативные факторы в 2015 году стали в большей степени проверкой на прочность. Поддержка банков правительством РФ через программы докапитализации коснулась только крупных финансовых учреждений, в остальном продолжился процесс отзыва лицензий и санации проблемных кредитных организаций.
«В этом году Центробанк отозвал лицензии у более чем 90 банков. Позиция регулятора последовательна. Но хотел бы отметить, что ни один татарстанский банк в этот список не попал. Хотя региональный рынок, безусловно, оптимизируется, ужимается», — говорит Альберт Кильдеев.
Банки Татарстана «бог миловал»
По оценкам экспертов, на фоне других регионов банковская система Татарстана выглядит стабильной.
На 1 декабря нарастающим итогом с начала года совокупный убыток банковской системы Татарстана составил 8 млрд рублей, однако активы системы выросли почти на 10\%, а совокупный капитал банков РТ — на 15,7\%.
Совокупный кредитный портфель республиканских банков с начала года вырос почти на 7\% и превысил 495,8 млрд рублей, при том, что уровень просроченной задолженности по портфелю — ниже 4\%.
Объем вкладов физических лиц с начала года вырос более чем на 24\%, и совокупный депозитный портфель банков Татарстана на 1 декабря превысил 268,6 млрд рублей.
«Банки Татарстана оказались в более выигрышном положении, так как в своей деятельности в основном ориентировались на реальный сектор экономики. Поэтому, несмотря на текущие убытки, связанные большей частью с резервированием капитала под проблемные долги, общий объем активов банковского сектора РТ увеличился, как впрочем, и совокупный размер капитала. Объем кредитования предприятий и населения двигался разнонаправленно: если у первых наблюдается рост, то вторые снизили свою кредитную нагрузку», — говорит Александр Храмов.
По словам банкира, рост кредитования корпоративного сектора связан в большей степени с оживлением в ряде экспортно-ориентированных и импортозамещающих отраслей. Рост выпуска в экспортно-ориентированных отраслях, в свою очередь, способствовал увеличению грузооборота транспорта. Увеличение выпуска наблюдалось также в некоторых подотраслях машиностроения и электрооборудования. Этому способствовала, в том числе, необходимость снижения зависимости от импорта технологий в сырьевых секторах, а также в оборонном комплексе.
«Введенные в текущем году торговые ограничения и ослабление рубля стали ключевыми факторами роста в сельском хозяйстве и ряде обрабатывающих отраслей, в производстве потребительских товаров: продуктов питания, бытовой химии, косметики, лекарств, а также в ряде смежных отраслей.
В отношении ресурсной базы банков необходимо отметить общую склонность к сбережению со стороны предприятий и населения, что привело к росту депозитов у банков РТ на 24\%", — подчеркивает банкир.
Стабильным состояние банковской системы Татарстана считает и председатель правления ПАО «АК БАРС» Банк Зуфар Гараев.
«Уверенное состояние банковской системы Татарстана обусловлено лучшей экономической ситуацией в регионе по сравнению с общероссийской. Стабильность местных банков также обеспечивается действиями местного отделения Национального банка по Республике Татарстан и поддержкой правительства РТ.
Еще одним фактором более уверенного развития банковской сферы республики можно назвать создание определенной модели развития банков региона, которая была заложена ее основателями".
К слову, аналогичного мнения придерживается и вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт.
«Когда-то я, как и многие убежденные либерально-рыночные публицисты, считал, что «шаймиевско-богачевский курс» (Минтимер Шаймиев — первый президент РТ; Евгений Богачев — экс-глава Нацбанка РТ, ред.) на изоляционизм банковской системы Татарстана — это тупик и типичное местничество.
Но время показало, что Шаймиев и Богачев, скорее всего, были правы — сначала взрастили более-менее устойчивый местный банкинг, а потом уже открыли рынок. Благодаря этому сегодня Татарстан — один из немногих регионов страны, сохранивший довольно развитый местный банкинг".
«Умеренно-оптимистичный» 2016 год
По мнению участников рынка, ситуация в банковском секторе РФ в 2016 году будет во многом определяться изменениями в мировой экономике, стоимостью основных сырьевых экспортных товаров России, а также скоростью и качеством структурных изменений в экономике РФ.
Отдельно следует отметить высокую зависимость банковского сектора от уровня инфляции.
«На текущий момент динамика роста потребительских цен складывается хуже прогнозов Банка России, инфляционные ожидания остаются на довольно высоком уровне, что препятствует запуску банками привлекательных для клиентов программ кредитования.
Падение реальных доходов населения существенно ограничивает перспективы развития розничного сегмента рынка. Кроме этого, негативным фактором будет выступать сворачивание правительством программ субсидирования жилищной ипотеки и льготного автокредитования в 2016 году", — говорит Александр Храмов.
По его мнению, основное внимание банков в 2016 году будет уделяться повышению качества работающих активов и способности противостоять негативным факторам. «В текущем году большинством банков уже накоплен значительный запас прочности в части наличия необходимой ликвидности и повышения уровня капитализации. Следующая важная задача состоит в улучшении показателей рентабельности деятельности».
Процесс, как подчеркивает Храмов, будет сопровождать снижение стоимости привлеченных банками пассивов и острая «борьба» за финансово-устойчивых клиентов. В данной связи следует ожидать более активного внедрения банками «сервисных» услуг, что также будет способствовать и росту комиссионных доходов.
Заметного оживления на рынке кредитования Александр Храмов не ждет, отмечая, низкий инвестиционный спрос со стороны предприятий и падение доходов населения.
В свою очередь, председатель правления «Тимер Банка» (ПАО) Айрат Камалов, также подчеркивая сохранение в 2016 году тенденцию снижения реальных доходов населения, допускает оживление спроса на кредитование за счет клиентов сегмента среднего класса, собственников бизнеса.
«Уверен, что и депозитные портфели банков расти не перестанут, — граждане продолжат нести деньги в банки, поскольку вклады на сегодняшний день — самый надежный способ сохранения сбережений и защиты их от инфляции», — говорит Камалов.
Что касается развития банкинга именно в Татарстане, то Рушан Сахбиев в числе драйверов в 2016 году видит ипотеку и проникновение безналичных денег в торговый оборот, а по корпоративному бизнесу — реализацию крупнейших инвестиционных проектов в республике, развитие исламского банкинга.
По мнению Зуфара Гараева, которому 2016 год с точки зрения развития банкинга представляется умеренно-оптимистичным, позитивные ожидания по росту экономики региона также положительно скажутся на банковском секторе Татарстана.
«Правительство Татарстана дает неплохие прогнозы развития экономики республики на 2016 год. Так, в прогнозе социально-экономического развития РТ на 2016 год заложен рост ВРП РТ на уровне 102,2\% относительно предыдущего года (после снижения на 0,3\% в 2015 году).
В 2016 году также ожидается восстановление роста в розничном кредитовании и кредитовании малого и среднего бизнеса. В основном этому будет способствовать снижение процентных ставок по кредитам, а также постепенное смягчение условий кредитования со стороны банков", — резюмирует Гараев.
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: