Как использовать ситуацию, чтобы занять освободившиеся ниши и диверсифицировать риски, обсудили банкиры на Дискуссионном клубе журнала «Деловой квартал».
За полгода кризиса изменилось многое: банки стали более консервативными и осторожными, клиенты — менее платежеспособными. Банковская система адаптируется под рынок: кредитные организации отзывают некоторые продукты и ищут новые способы заработка, оптимизируют филиальные сети и сокращают штат. Уменьшением расходов занялись даже лидеры рынка. В конце февраля ВТБ24 заявил о намерении трансформировать свой казанский филиал в региональный операционный офис и присоединить его к Самарскому филиалу.
Большинство банков начинает активно пересматривать стратегию развития: запускать услуги, искать способы возврата дебиторки и новые источники финансирования.
Всеобщая оптимизация
Экономить начали все банки. По словам директора по развитию розничного бизнеса в Татарстане нижегородского филиала Home Credit Bank (НСВ) Марата Алтынбаева, в НСВ оптимизация проявилась небольшим увеличением процентных ставок по кредитным продуктам. «Но перекладывать все расходы на потребителя и сильно увеличивать процентную ставку нельзя», — отмечает он. На сегодня задача банка — сохранить базу и привлечь новых клиентов, желающих взять займ. Таких сейчас немного. Но и из тех, кто хотел бы получить кредит, нужно отобрать самых надежных.
Начальник отдела продвижения розничных продуктов казанского филиала ОАО «УРСА Банк» Наталья Разживина отметила, что дефицита в заемщиках нет — люди берут и будут брать кредиты. «Банки стали более избирательно и требовательно подходить к заемщикам, сводя до минимума возможные риски», — пояснила она.
Кредиты банки выдают более осторожно, подтвердил руководитель кредитно-кассового офиса «Городского Ипотечного Банка» в Казани Ринат Габдрахманов. По его словам, с конца лета прошлого года его банк стал жестче подходить к выбору клиентов. «Начиная с осени 2008 года, мы перестали рассматривать доходы, представленные в заявительной форме», — пояснил он.
«УРСА Банк», основываясь на собственной системе оценки рисков, также изменил свою кредитную политику еще в 2008 году.
Банки меняют концепцию
Кризис заставил банкиров пересмотреть не только оценку рисков, но и в целом стратегию развития. Этот банковский год будет богат на смену форматов, стратегий и слияние брендов. Все участники Дискуссионного клуба отметили, что планируют расширить линейку услуг и переформатироваться в «универсальный банк».
По словам Марата Алтынбаева, стратегия превращения Home Credit Bank в розничный банк была принята еще до кризиса, но он ускорил ее реализацию. НСВ уже с осени активно развивается как универсальный розничный банк. Запущены рублевые и валютные депозиты. С октября 2008 года банк привлек депозиты на общую сумму более 800 млн. рублей. «Ведем работу по продаже дебетовых карт, скоро начнем работать с овердрафтами. Развиваем собственную сеть банкоматов, в скором времени будет запущен интернет-банкинг. Если ситуация на рынке улучшится, мы вернемся к автокредитам и ипотеке», — рассказал банкир. При этом Home Credit Bank сохраняет за собой лидирующие позиции на рынке потребительских кредитов: его доля в сегменте выросла за 2008 год до 27\%. На рынке кредитных карт банк зафиксировал долю в 10,5\%. Общее количество выпущенных кредитных карт превышает 9 млн. штук.
Серьезные перемены грядут в «УРСА Банке». В данный момент происходит его объединение с «МДМ-банком».
О расширении линейки услуг подумывает и руководство «Городского Ипотечного Банка».
Объем выдачи потребкредитов сократился вдвое
Многие банки в своих новых стратегиях большую роль отводят потребкредитованию. Ставки по продуктам сохраняются на высоком уровне, хотя за последние полгода количество покупок, совершенных в кредит, снизилось вдвое. По данным Марата Алтынбаева, до кризиса количество товаров, покупаемых в кредит, составляло 22\%, сейчас эти объемы сократились вдвое. Заместитель директора по маркетингу и продажам «Белый Ветер Цифровой» Григорий Рзянин подтвердил этот тренд. Он рассказал, что раньше в среднем по компании доля покупаемых в кредит товаров составляла 15\%: «Чем меньше город, тем больше процент кредитных покупок — доходило местами до 30\%». В декабре прошлого года доля кредитных покупок снизилась до 7,5\%. «А сейчас, по моей оценке, в городах-миллионниках этот показатель не превышает 5−7\%», — отметил он.
Основная причина — в снижении покупательской активности. «Все банки это почувствовали и сократили объемы кредитования», — отметил Марат Алтынбаев. Он рассказал, что многие банки фактически ушли с рынка потребкредитования. «В отдельных торговых сетях мы присутствуем одни. Теперь сами ритейлеры просят нас не уходить из их точек, чтобы их продажи не падали», — отметил банкир.
Григорий Рзянин подтвердил, что, несмотря на сложную финансовую ситуацию, механизм потребкредитования продолжает работать. «Банки в наших магазинах присутствуют. И у клиентов есть выбор, по каким схемам и у кого кредитоваться», — добавил он. По его словам, многие банки перешли на альтернативный способ кредитования без присутствия представителей банка в торговом зале. «Возвращаются оформление кредитного решения по телефону и оформление кредитного договора сотрудниками магазинов», — пояснил он.
Банки держатся за постоянных клиентов
Несмотря на ужесточение требований к заемщикам при выдаче новых кредитов, клиентам, уже получившим займы ранее, банки дают некоторые послабления. Широкую практику приобретают так называемые кредитные каникулы, в течение которых банк дает клиенту право не платить взносы. Банки не имеют жесткой схемы работы с заемщиками, попавшими в трудное финансовое положение, но у кредиторов есть алгоритм, который предполагает несколько путей решения.
«Если заемщику затруднительно выплачивать ежемесячный взнос — мы идем на увеличение сроков кредитования или даем какие-то послабления по выплате взносов на полгода», — рассказал Ринат Габдрахманов. При этом, получая кредитные каникулы, клиент должен расписать банку, какие действия он намерен предпринять за это время: устроиться на новую работу, переквалифицироваться, найти дополнительные источники дохода. Бывает, что клиент потерял часть дохода. Тогда ему могут предложить выплачивать меньше взносы, но срок кредитования увеличится.
Минимальное количество клиентов заявили о полной невозможности выплачивать кредит. Таким заемщикам предлагается самостоятельно продать залоговое имущество и погасить основную сумму долга. Если дело затягивается, банк подает в суд и по решению суда обязывает заемщика продать залог и погасить долг. «Чаще всего, если клиент понимает, что с квартирой придется расставаться, то он решает в краткие сроки реализовать ее самостоятельно и сэкономить на издержках, который он понес бы в случае продажи недвижимости судебными приставами», — рассказал Ринат Габдрахманов. У банка в Казани уже был один случай взыскания задолженности по ипотеке через суд.
Просроченные полисы по обязательным для кредита страховым программам приравниваются к просроченным выплатам по кредиту. К просроченным кредитам приравниваются и просроченные страховые полисы по обязательным для этого кредита видам страхования. Удорожание кредита происходит незначительное. «Если ставка по ипотечным кредитам у нас была в прошлом году 10−11\% в рублях, то страховка увеличивала эффективную ставку не более чем на 0,8−1\%», — рассказал Ринат Габдрахманов.
Случаев востребования дополнительных залоговых средств, при обесценивании основного залога, в Казани пока не было. По словам Рината Габдрахманова, стоимость недвижимости снизилась не существенно — не более 10\%, и банкам пока нет необходимости волноваться о стоимости залога.
Наталья Разживина рассказала, что у заемщиков «УРСА Банка» есть возможность реструктуризировать задолженность по кредитам. Банк рассматривает каждый конкретный случай.
Марат Алтынбаев рассказал, что их банк отправляет клиентам, не заплатившим вовремя, смс-сообщение о необходимости погасить сумму. Таким же способом банк уведомляет о возможности перехода права требования долга в коллекторское агентство.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: