Новости
10 Апреля 2009, 11:39

Банки: ужесточать требования к заемщикам или наращивать клиентскую базу

Основную прибыль банкам по-прежнему приносит кредитование. Но вот риски при выдаче займов выросли в разы. Большинство игроков отказалось от потребкредитов и кредитов на покупку автомобиля и недвижимости.

Как использовать ситуацию, чтобы занять освободившиеся ниши и диверсифицировать риски, обсудили банкиры на Дискуссионном клубе журнала «Деловой квартал».

За полгода кризиса изменилось многое: банки стали более консервативными и осторожными, клиенты — менее платежеспособными. Банковская система адаптируется под рынок: кредитные организации отзывают некоторые продукты и ищут новые способы заработка, оптимизируют филиальные сети и сокращают штат. Уменьшением расходов занялись даже лидеры рынка. В конце февраля ВТБ24 заявил о намерении трансформировать свой казанский филиал в региональный операционный офис и присоединить его к Самарскому филиалу.

Большинство банков начинает активно пересматривать стратегию развития: запускать услуги, искать способы возврата дебиторки и новые источники финансирования.

Всеобщая оптимизация

Экономить начали все банки. По словам директора по развитию розничного бизнеса в Татарстане нижегородского филиала Home Credit Bank (НСВ) Марата Алтынбаева, в НСВ оптимизация проявилась небольшим увеличением процентных ставок по кредитным продуктам. «Но перекладывать все расходы на потребителя и сильно увеличивать процентную ставку нельзя», — отмечает он. На сегодня задача банка — сохранить базу и привлечь новых клиентов, желающих взять займ. Таких сейчас немного. Но и из тех, кто хотел бы получить кредит, нужно отобрать самых надежных.

Начальник отдела продвижения розничных продуктов казанского филиала ОАО «УРСА Банк» Наталья Разживина отметила, что дефицита в заемщиках нет — люди берут и будут брать кредиты. «Банки стали более избирательно и требовательно подходить к заемщикам, сводя до минимума возможные риски», — пояснила она.

Кредиты банки выдают более осторожно, подтвердил руководитель кредитно-кассового офиса «Городского Ипотечного Банка» в Казани Ринат Габдрахманов. По его словам, с конца лета прошлого года его банк стал жестче подходить к выбору клиентов. «Начиная с осени 2008 года, мы перестали рассматривать доходы, представленные в заявительной форме», — пояснил он.

«УРСА Банк», основываясь на собственной системе оценки рисков, также изменил свою кредитную политику еще в 2008 году.

Банки меняют концепцию

Кризис заставил банкиров пересмотреть не только оценку рисков, но и в целом стратегию развития. Этот банковский год будет богат на смену форматов, стратегий и слияние брендов. Все участники Дискуссионного клуба отметили, что планируют расширить линейку услуг и переформатироваться в «универсальный банк».

По словам Марата Алтынбаева, стратегия превращения Home Credit Bank в розничный банк была принята еще до кризиса, но он ускорил ее реализацию. НСВ уже с осени активно развивается как универсальный розничный банк. Запущены рублевые и валютные депозиты. С октября 2008 года банк привлек депозиты на общую сумму более 800 млн. рублей. «Ведем работу по продаже дебетовых карт, скоро начнем работать с овердрафтами. Развиваем собственную сеть банкоматов, в скором времени будет запущен интернет-банкинг. Если ситуация на рынке улучшится, мы вернемся к автокредитам и ипотеке», — рассказал банкир. При этом Home Credit Bank сохраняет за собой лидирующие позиции на рынке потребительских кредитов: его доля в сегменте выросла за 2008 год до 27\%. На рынке кредитных карт банк зафиксировал долю в 10,5\%. Общее количество выпущенных кредитных карт превышает 9 млн. штук.

Серьезные перемены грядут в «УРСА Банке». В данный момент происходит его объединение с «МДМ-банком».

О расширении линейки услуг подумывает и руководство «Городского Ипотечного Банка».

Объем выдачи потребкредитов сократился вдвое

Многие банки в своих новых стратегиях большую роль отводят потребкредитованию. Ставки по продуктам сохраняются на высоком уровне, хотя за последние полгода количество покупок, совершенных в кредит, снизилось вдвое. По данным Марата Алтынбаева, до кризиса количество товаров, покупаемых в кредит, составляло 22\%, сейчас эти объемы сократились вдвое. Заместитель директора по маркетингу и продажам «Белый Ветер Цифровой» Григорий Рзянин подтвердил этот тренд. Он рассказал, что раньше в среднем по компании доля покупаемых в кредит товаров составляла 15\%: «Чем меньше город, тем больше процент кредитных покупок — доходило местами до 30\%». В декабре прошлого года доля кредитных покупок снизилась до 7,5\%. «А сейчас, по моей оценке, в городах-миллионниках этот показатель не превышает 5−7\%», — отметил он.

Основная причина — в снижении покупательской активности. «Все банки это почувствовали и сократили объемы кредитования», — отметил Марат Алтынбаев. Он рассказал, что многие банки фактически ушли с рынка потребкредитования. «В отдельных торговых сетях мы присутствуем одни. Теперь сами ритейлеры просят нас не уходить из их точек, чтобы их продажи не падали», — отметил банкир.

Григорий Рзянин подтвердил, что, несмотря на сложную финансовую ситуацию, механизм потребкредитования продолжает работать. «Банки в наших магазинах присутствуют. И у клиентов есть выбор, по каким схемам и у кого кредитоваться», — добавил он. По его словам, многие банки перешли на альтернативный способ кредитования без присутствия представителей банка в торговом зале. «Возвращаются оформление кредитного решения по телефону и оформление кредитного договора сотрудниками магазинов», — пояснил он.

Банки держатся за постоянных клиентов

Несмотря на ужесточение требований к заемщикам при выдаче новых кредитов, клиентам, уже получившим займы ранее, банки дают некоторые послабления. Широкую практику приобретают так называемые кредитные каникулы, в течение которых банк дает клиенту право не платить взносы. Банки не имеют жесткой схемы работы с заемщиками, попавшими в трудное финансовое положение, но у кредиторов есть алгоритм, который предполагает несколько путей решения.

«Если заемщику затруднительно выплачивать ежемесячный взнос — мы идем на увеличение сроков кредитования или даем какие-то послабления по выплате взносов на полгода», — рассказал Ринат Габдрахманов. При этом, получая кредитные каникулы, клиент должен расписать банку, какие действия он намерен предпринять за это время: устроиться на новую работу, переквалифицироваться, найти дополнительные источники дохода. Бывает, что клиент потерял часть дохода. Тогда ему могут предложить выплачивать меньше взносы, но срок кредитования увеличится.

Минимальное количество клиентов заявили о полной невозможности выплачивать кредит. Таким заемщикам предлагается самостоятельно продать залоговое имущество и погасить основную сумму долга. Если дело затягивается, банк подает в суд и по решению суда обязывает заемщика продать залог и погасить долг. «Чаще всего, если клиент понимает, что с квартирой придется расставаться, то он решает в краткие сроки реализовать ее самостоятельно и сэкономить на издержках, который он понес бы в случае продажи недвижимости судебными приставами», — рассказал Ринат Габдрахманов. У банка в Казани уже был один случай взыскания задолженности по ипотеке через суд.

Просроченные полисы по обязательным для кредита страховым программам приравниваются к просроченным выплатам по кредиту. К просроченным кредитам приравниваются и просроченные страховые полисы по обязательным для этого кредита видам страхования. Удорожание кредита происходит незначительное. «Если ставка по ипотечным кредитам у нас была в прошлом году 10−11\% в рублях, то страховка увеличивала эффективную ставку не более чем на 0,8−1\%», — рассказал Ринат Габдрахманов.

Случаев востребования дополнительных залоговых средств, при обесценивании основного залога, в Казани пока не было. По словам Рината Габдрахманова, стоимость недвижимости снизилась не существенно — не более 10\%, и банкам пока нет необходимости волноваться о стоимости залога.

Наталья Разживина рассказала, что у заемщиков «УРСА Банка» есть возможность реструктуризировать задолженность по кредитам. Банк рассматривает каждый конкретный случай.

Марат Алтынбаев рассказал, что их банк отправляет клиентам, не заплатившим вовремя, смс-сообщение о необходимости погасить сумму. Таким же способом банк уведомляет о возможности перехода права требования долга в коллекторское агентство.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: