Критерии определения малого предпринимательства оставались на усмотрение самих банков.
Только каждый третий банк реально готов кредитовать субъекты малого предпринимательства, резюмирует первый вице-президент Ассоциации региональных банков «Россия» Владимир Киевский. По данным ассоциации, 13% опрошенных банков выделяют малые предприятия в отдельную категорию заемщиков, с которой они готовы работать. Еще 23% респондентов рассматривают средние и малые предприятия как единую целевую аудиторию, с которой можно работать. Наиболее существенным при выдаче кредита малым предприятиям банкиры считают их финансовое состояние (92% опрошенных), хорошее обеспечение (82%) и наличие кредитной истории (75%). В результате получить кредит как стартовый капитал малым предпринимателям почти невозможно, резюмирует Киевский.
«У меня сложилось впечатление, что получить кредит просто невозможно, — делится впечатлениями брянский предприниматель Марина Александрова, фирма которой изготавливает одноразовые тапочки для гостиниц. — Нужен либо залог, либо гарант. И требуется оформить огромное количество бумаг, что делает кредит просто бессмысленным».
У малого бизнеса более высокие риски. К тому же необходима солидная ресурсная база, поскольку работа с этой категорией заемщиков интересна только при большом объеме выданных кредитов, объясняет избирательность начальник отдела кредитования малого бизнеса ростовского банка «Центр-инвест» Андрей Тучков.
Впрочем, ситуация постепенно улучшается. У трети банков, ссужающих «малышам», за год доля кредитов малому бизнесу осталась неизменной. Увеличилась она у 58%, а сократилась лишь у 8,7%, отмечает Киевский.
Выходят на рынок и новые игроки. Один из них — Внешторгбанк. По словам зампреда правления банка Геннадия Солдатенкова, в ближайшие годы объем выданных малому бизнесу кредитов Внешторгбанк намерен увеличить в пять раз до $ 5 млрд. На эту категорию заемщиков должно приходиться до 30% активов ВТБ. Вслед за кредитованием населения работа с малыми предпринимателями становится одним из наиболее привлекательных сегментов рынка, отмечает аналитик парижского офиса Standard & Poor’s Екатерина Трофимова.
А для предпринимателя Дениса Гурского, выпускающего открытки FlyCards, занять в банке оказалось несложно. «Нас устраивает банк, с которым мы работаем. Но он дает кредиты только более 300 000 руб. Другие готовы и на меньшие суммы, но требуют переводить оборот к ним, что неудобно», — рассказывает он.
По мнению президента Связь-банка Геннадия Мещерякова, с малым бизнесом работают гораздо больше, чем треть банков. Немногие могут похвастаться высоким капиталом, поэтому региональным банкам в силу нормативов не остается ничего другого, кроме как кредитовать таких клиентов. «С крупными клиентами работать выгоднее, но кто думает о будущем, не забывает о предпринимателях», — убежден Мещеряков.
Президент Ассоциации региональных банков Гарегин Тосунян сетует, что добраться до мелких заемщиков, особенно в глубинке, банкирам непросто — даже на периферии открытие одного филиала обходится в $ 100 000, которые «отбить» на мелких кредитах очень сложно. Поэтому ставки для малых предприятий в полтора раза превышают стоимость ресурсов для других заемщиков, говорит Киевский. По его подсчетам, в первом полугодии 2004 г. «малыши» занимали в рублях в среднем под 19,3% годовых, а более крупные предприятия платили 12% годовых.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: