Только в конце февраля 2006 года в Тольятти, как сообщил официальный сайт Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа, прошло совещание, и руководители дилерской сети завода отчитались перед службами автозавода о своей работе в январе и феврале. Специалисты предприятий сервисно-сбытовой сети ОАО «АВТОВАЗ» отметили, что продажи в начале года идут в соответствии с графиком, а в январе 2006 года в целом по всей вазовской системе сбыта и сервиса объем предоставленных услуг увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, было отмечено, что многие дилеры взяли на вооружение прогрессивные формы продаж: проводят рекламные акции, предоставляют скидки и разнообразные дополнительные услуги и что ОАО «АвтоВАЗ», поддерживая своих партнеров по сервису и сбыту, активно продвигает автомобили LADA в регионах. Республика Татарстан, где действуют два старейших дистрибьютора (в капитале обеих компаний автозавод владеет 51% акций): «Булгар АвтоВАЗ» (Казанская зона) и «Нижнекамск Лада Сервис» (Закамская зона), отстающей не слыла. Годовая выручка только Центрального региона РТ за 2005 год составила около 2 млрд. 860 тыс. рублей.
Василь Ягудин, исполнительный директор «Булгар АвтоВАЗ»:
— На сегодняшний день в Казани работают 14 официальных дилеров и один дистрибьютор АвтоВАЗа, что полностью закрывает продажи автомобилей Lada в Центральном регионе РТ. Кроме того, имеется приказ о назначенном дистрибьюторе, и он не изменен, а потому от намерения сменить дистрибьютора без основания нам немного не по себе. Благодаря хорошей работе дистрибьюторов и дилеров в республике налажена дилерская сеть как по продажам, так и по обслуживанию. Действуют 2-а склада, откуда дилеры получают машины, причем последние приходят адресно, и каждый дилер знает, каким и в какое время он получит свой заказ. Сервисно-сбытовая сеть АвтоВАЗа в РТ является одной из лучших в России. В создание производственной базы, в сотрудничестве и согласованно со специалистами АвтоВАЗа, дилеры инвестировали собственных средств только за последние три года на сумму, превышающую 1 млрд. рублей. И вдруг — известие о том, что меняются правила поставок и правила дилерства, а значит, все наработки — коту под хвост.
Протокол о намерениях — документ, который и наделал много шума, — содержит решение передать от «Булгар АвтоВАЗа» и компании «Нижнекамск Лада Сервис» дистрибьюторские полномочия обществу «КАН-Автоваз», организованному на базе КОМЗа, предприятия, не имеющего никакого отношения к автомобильному бизнесу. Помимо того, что руководить новым дистрибьюторским центром предположительно будет 21-летний студент Александр Колесов (сын председателя совета директоров ОАО «КОМЗ» Николая Колесова), дилеров Казани беспокоит и факт отсутствия у «КАН-АвтоВАЗа» площадки для хранения автомобилей и необходимой материальной базы для функционирования УРП, команды высокопрофессиональных специалистов и прочих условий, отсутствующих у «КАН-АвтоВАЗа» и необходимых в работе дистрибьюторов.
«Уже озвученное намерение нового дистрибьютора монополизировать торговлю автомобилями Lada приведет к разрушению существующей дилерской сети АвтоВАЗа в РТ. Существующие дилеры перейдут на другие бренды или сменят свою специализацию. Какое-то время по инерции продажи автомобилей Lada будут продолжаться, но постепенно произойдет стагнация бренда, обреченного на потерю позиций в условиях жесткой межбрендовой конкуренции» — говорится в коллективном обращении региональных дилеров АвтоВАЗа в РТ гендиректору АвтоВАЗа И. Есиповскому.
По мнению директора дилерской компании «АСС» г-на Е. Морозова, передряги приводят к тому, что теряется стабильность, а значит — объективность в принятии решений. Все существующие наработки пропадут, а вместе с ними и интерес к сотрудничеству с АвтоВАЗом. «К сожалению, российская промышленность так и остаётся за кулисами цивилизованного рынка», — отметил Морозов.
Рустем Хакимов, директор OOO «Клаксон», посетовал на то, что до сих пор не озвучено, каким будет регламент, с какими наценками будет дилерам поставляться автомобили, как будут строиться в дальнейшем экономические отношения с новым дистрибьютором — никто ничего не знает. Все эти мнения были высказаны на круглом столе, проходившем в казанском пресс-центре газеты «Комсомольская правда», где дилеры АвтоВАЗа обсуждали нежданную проблему. Слова «хаос», «неопределе
нность», «необъективность», «непредсказуемость» звучали из уст каждого выступающего.
Между тем, согласно документу, передача полномочий проводится с целью централизации поставок и дальнейшей системы продаж. Новые права «КАН-Авто ВАЗ» должен получить уже до 11 марта. Для «КАН-АвтоВАЗа» уже готовится ежемесячная квота в 2,5 тыс. машин. Квоты для дилеров АвтоВАЗа колеблются от 50 до 200 машин в зависимости от их категории. Дилерам, скорее всего, предложат перейти на заключение субдилерских договоров.
Татарстанские дилеры опасаются, что в этом случае им придется делить маржу с «КАН-АвтоВАЗом», которая, по их словам, составляет 7% с каждой проданной машины. Естественно, это отразится на ценах для потребителей. «Дилерам тоже хочется жить, тем более у них есть определённые обязательства перед брендом, которые он должен выполнять: соблюдение корпоративного стиля, наличие шоу-румов, комнат для клиентов, технической базы — всё это нужно закупать, содержать и отрабатывать», — объяснил возможное повышение цен на автомобили Lada представитель от «Булгар АвтоВАЗа» Василь Ягудин.
«С приходом на АвтоВАЗ нового собственника, выражающего интересы государства, мы с надеждой ожидали ликвидации волюнтаризма и коррупции на Волжском автозаводе, ликвидации системы взяток и поборов с дилеров, длившихся многие годы. Но мы никак не ожидали решений, разрушающую отлаженную систему продаж и технического обслуживания автомобилей Lada, направленных лишь на перераспределение финансовых потоков в ущерб интересам государства» (из коллективного обращения региональных дилеров АвтоВАЗа в РТ гендиректору АвтоВАЗа И. Есиповскому).
Кроме того, квота на Республику Татарстан, выделенная ООО «Элекс-Полюс» (московский дилер АвтоВАЗа, осуществляющего поставки на внутренний рынок России), составляет 500 автомобилей в месяц и покрывает лишь 45% ёмкости рынка. Дефицит усугубится тем, что у будущего дистрибьютора — «КАН АвтоВАЗа» — нет площадки для хранения автомобилей. Всё это, конечно, взвинтит цены на автомобили LADA, пострадает и рынок (активизируются «серые» дилеры), и потребители.
Письма с просьбой отменить решение или повлиять на АвтоВАЗ были разосланы дилерами и И. Есиповскому, и премьер-министру РТ Рустаму Минниханову, и в Рособоронэкспорт, однако ответов пока не получено. Отказывается комментировать ситуацию и «КАН-АвтоВАЗ», объясняя это тем, что пока пока не является официальными представителем АвтоВАЗа.
А пока, дожидаясь 11 марта, «Булгар АвтоВАЗ» принял решение, что после того, как дистрибьюторские полномочия будут с него сняты, продолжит работу в качестве дилера 1-й категории.
Василь Ягудин:
— Своих клиентов мы как вели, так и будем вести, поскольку, согласно требованиям АвтоВАЗа, дилеры 1-й категории обязаны выполнять гарантийное обслуживание проданных автомобилей. Кроме того, согласно правилам АвтоВАЗа, мы, являясь его дочерним предприятием, строго ограничены в количестве марок автомобилей, которые можем продавать, на сегодняшний день это: «Лада», «Иж» и «Ока», на другие бренды мы перестроиться пока не имеем права.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: