Предстоящий год готовит для российских автовладельцев и покупателей ряд значимых изменений, которые комплексно повлияют на стоимость владения автомобилем.
Для российских автомобилистов с 2026 года начинают действовать сразу несколько значительных изменений. Речь идет о повышении утилизационного сбора, расширении тарифного коридора ОСАГО, подорожании техосмотра и новых правилах обучения в автошколах. О том, как эти факторы отразятся на конечной цене автомобиля и ежегодных расходах, в беседе с TatCenter рассказали эксперты автомобильной отрасли.
Основной удар: утильсбор и цена нового автомобиля
Ключевым фактором, который напрямую затронет стоимость новых автомобилей, станет повышение ставок утилизационного сбора. По мнению автомобильного эксперта Дмитрия Попова, это приведет к заметному подорожанию машин, особенно с мощными двигателями.
«Утильсбор повлияет на стоимость приобретения автомобиля. Машины подорожают, особенно с мощным двигателем, причем сурово подорожают. И повысится спрос на автомобили, которые находятся в пограничной мощности, то есть, 150 лошадиных сил два с половиной литра объема», — отмечает Попов.
Эксперт также критически оценивает саму суть сбора.
«Называть этот сбор с граждан утильсбором уже неправомерно, потому что никакого отношения к утилизации автомобиля этот побор, конечно, не имеет. Далее, действительно, после Нового года он будет регулярно меняться. Скорее всего, государство хочет заставить производителей локализовать свои производства на территории Российской Федерации».
Эксплуатация в 2026: ОСАГО, ТО и растущие расходы
Помимо разового увеличения цены покупки, вырастут и регулярные платежи. Изменения в системе ОСАГО, по оценке Дмитрия Попова, приведут к росту стоимости полиса примерно на 12−13% в верхней планке нового тарифного коридора.
Однако эксперт скептически относится к заявленной «конкурентности» нового механизма.
«Я еще не видел ни одной страховой компании, которая бы ставила базовый тариф, учитывая тарифный коридор ниже верхнего максимума».
Существенные изменения он связывает с ужесточением контроля за отсутствием страховки, что может массово подтолкнуть водителей к покупке полисов.
Что касается технического осмотра, то его подорожание, согласно позиции экспертов, затронет в основном юридических лиц. Для рядового автовладельца, не совершающего регистрационных действий, он остается де-факто необязательным. Более серьезное влияние на стоимость владения окажут фундаментальные рыночные тенденции.
«На стоимость владения автомобилем наиболее существенно повлияют рост цен на бензин, который сейчас как-то ускорился, рост цен на запчасти, сложности с ввозом и логистические проблемы с доставкой запчастей. Стоимость у нас всегда растет, у нас ничего не дешевеет», — резюмирует Дмитрий Попов.
Эту точку зрения разделяет Святослав Данилов, глава региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО».
«Стоимость владения автомобилем в 2026 году будет примерно на 10−15% выше 2025 года. Утильсбор на это никак не влияет, а вот повышение стоимости запчастей и бензина как раз увеличат данный ценник».
Что делать уже сейчас? Рекомендации автовладельцам
Эксперты сходятся во мнении, что готовиться к новому году стоит уже сейчас и дают ряд конкретных советов.
Проверьте водительское удостоверение. Автоэксперт Азат Булатов напоминает о важном нюансе.
«В первую очередь, я бы рекомендовал водителям обратить внимание на сроки действия водительских прав. Действие прав, истекающих в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2025 года, автоматически продлено на три года. Если ваши права истекают 1 января 2026 года или позже — они уже не подпадают под автопродление».
Просрочка грозит крупным штрафом и эвакуацией автомобиля.
Внимательно выбирайте ОСАГО.
«Если у вас в ближайшее время истекает страховка, рекомендую не торопиться продлевать ее в той же компании… Сравните максимальное количество предложений от разных страховщиков: чем шире тарифный коридор, тем больший разбег по ценам может быть», — советует Булатов.
Изучите новые ГОСТы и планируйте ТО. Булатов рекомендует ознакомиться с новой редакцией ГОСТ Р 52289-2019, который с 1 января 2026 года станет обязательным и вносит изменения в дорожные знаки и разметку.
Если срок планового технического обслуживания приближается, Святослав Данилов советует пройти его до Нового года, чтобы сэкономить на вероятном росте цен.
Для таксистов – дедлайн по иномаркам. Азат Булатов обращает внимание на важное изменение для такси.
«С 1 марта 2026 года заработает запрет иномарок для перевозки пассажиров и багажа легковым такси. Если вы планировали обновить автомобиль для работы в такси, до указанной даты еще можно успеть внести в реестр иномарку».
В 2026 году прямое влияние на цену новых автомобилей окажет повышенный утильсбор, что может сместить спрос в сторону менее мощных моделей. Ежегодные расходы на владение, по оценкам экспертов, вырастут на 10−15% преимущественно за счет роста цен на топливо, запчасти и ОСАГО.
Изменения в автошколах, по мнению Дмитрия Попова, носят пока «косметический» характер, однако в перспективе может быть обновлена экзаменационная база билетов. Главный совет автовладельцам накануне нововведений — проявить осмотрительность: проверить документы, сравнить страховые предложения и заранее пройти плановое ТО.
Екатерина Слюсарева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: