Видимо, с пробуждением природы от зимней спячки и приближением летних отпусков активность и желание повысить доходы усиливаются не только у пролетариев Страны восходящего солнца. В этом смысле пробудился проспавший всю зиму и даже осень российский автопром.
Руководство АО «АвтоВАЗ» объявило о повышении с понедельника отпускных цен на всю гамму своей продукции. Наиболее резко дорожают «Нивы» — более чем на 16\%, менее всего «четверки» (на 1,4\%), в среднем увеличение цен составит 3,25\%. О намерениях повысить отпускные цены (с 1 мая на более чем 6\%) объявило и руководство ГАЗа. Что само по себе немного, но важен факт перелома тенденции, продолжавшейся ни много ни мало — 9 месяцев.
Последний раз отпускные цены «АвтоВАЗ» повышал в конце июня и уже в конце августа объявил было новое подорожание, но вынужден был от него отказаться. К тому времени возникли трудности со сбытом у дилеров и резко возросло затоваривание т.н. «тольяттинской площадки». Что вазовцы немедленно объяснили ростом ввоза и продаж в стране подержанных иномарок.
В преддверии новых таможенных пошлин (вступивших в силу 4 октября) фирмы-импортеры и индивидуалы-перегонщики стремились ввезти в Россию как можно больше автомобильного «сэконд хенда» (летом 2002 г. такового было ввезено в 2 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года, всего же за прошлый год в страну было импортировано свыше 400 тысяч иномарок «с пробегом»). В результате в сентябре-октябре затоваривание только по ВАЗовской продукции превышало 70 тыс. единиц. Кроме того, почти встали продажи «Волг» у ГАЗа и существенно упал сбыт малолитражек «ИЖ-авто». Чтобы это затоваривание преодолеть, предприятия вынуждены были одно за другим останавливать конвейеры и сокращать производство.
Вместо преимуществ, которые автопром хотел получить, пролоббировав высокие таможенные пошлины на «семилетки», он добился противоположного. Правда, последствия такого удара по самому себе (вызванного, по мнению лоббистов, неоправданной задержкой с принятием правительством соответствующего указания ГТК) оказались все-таки временными. После введения новых пошлин ввоз «семилеток» в страну сократился в итоге более чем наполовину, ввезенные ранее медленно, но верно раскупались.
В январе несколько вырос спрос на отечественные «легковушки», позволивший «АвтоВАЗу» сначала запустить конвейер, а затем и увеличить продолжительность рабочей смены. Запустили производство и другие предприятия, включая ГАЗ, который, однако, возобновил выпуск «Волг» не для внутреннего рынка, а для Ирака, исполнение соответствующего контракта теперь оказалось прервано войной. Если в конце осени дилеры в один голос говорили о том, что преодолеть сбытовой кризис можно только одним способом — снижением отпускных цен (розничные дилеры зачастую снижали сами, сводя маржу к минимуму), то после Нового года такие разговоры стихли.
Гендиректор «АвтоВАЗа» Виталий Вильчек, говоря о том, что таковой путь «равносилен самоубийству», может быть, и лукавил, но в итоге добился своего: предприятие начало выходить из кризиса, не прибегая к удешевлению «Жигулей» и «Нив». На последние, впрочем, розничные цены и так росли даже осенью на фоне известий о том, что с сентября 2003 г. их массовое производство (исключая некоторые специфические модификации) будет прекращено.
Не удивительно, что теперь именно «Нивы» стали рекордсменками по части повышения отпускных цен. Удивительно, что увеличивается стоимость их преемниц — «Нив-Шевроле». С 8 тыс. долларов в базовой комплектации она повышается до 8500, несмотря на переход от практически штучного выпуска к массовому (в прошлом году с конвейера GM-АвтоВАЗ сошло менее 200 машин, в нынешнем планируется произвести более 36 тыс.). «Нива» традиционно считалась автомобилем в основном для сельской местности, где уровень благосостояния жителей оставлял желать лучшего.
Возможно, маркетологи СП рассчитывают на скорейшее обогащение значительной части российского фермерства или на то, что покупать новый внедорожник будет в основном средний класс горожан. Однако то, что повышение и так недешевого новичка начинается еще до того, как «отомрет» прежняя «Нива», говорит о том, что маркетинговая стратегия американцев предполагает как можно быстрее подвести российскую разработку с эмблемой «Шевроле» к ценовой отметке в 10 тыс. долл. Которую несколько превышает по стоимости всеволожский «Форд-Фокус» и к которой будет тяготеть «реношная» X-90.
Таким образом, автовазовское «весеннее наступление» весьма скромно. Фактическое повышение розничных цен оказывается значительно большим (с Нового года машины у дилеров подорожали более чем на 5\%, правда, в основном это произошло за счет «Нив»). Причем руководство «АвтоВАЗа» делает упор на то, что и этот шаг вызван не столько подвижками на рынке, сколько желанием нивелировать стоимость продукции в разных регионах.
Новые цены включают в себя стоимость доставки и равны для всех предприятий сбытовой сети — от Смоленска до Владивостока. Раньше отечественные машины на Дальнем Востоке оказывались существенно дороже, чем в Москве или тем более в Тольятти (доставка за Байкал добавляла к цене «Жигуля» 400 долларов, за Хабаровск — и все 550). Конечно, далеко не факт, что «окраинные» россияне от этого полюбят отечественную технику больше, чем праворульные японки. Все-таки и после введения новых тарифов последние оказываются привлекательнее по соотношению цена-качество. Но все же шанс вернуть себе хотя бы часть почти потерянного большого рынка к востоку от Байкала у автопрома появляется.
Удастся ли им воспользоваться — другой вопрос, зависящий не только от ценовых новаций, но и от множества других факторов. Включая доходчивость и агрессивность рекламы (все-таки о «Жигулях» на востоке родины уже начали забывать), а также новый подход к качеству. Из-за которого у «АвтоВАЗа» и прочих гигантов на этих окраинах сплошные отступления. И не только весенние, а всесезонные.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: