В Нижнем Новгороде главы правоохранительных органов ПФО обсудили растущую криминализацию сегмента ОСАГО. Татарстан, который на совещании представлял новый премьер-министр Алексей Песошин, был назван одним из самых неблагополучных в этой сфере регионов. Силовики констатировали, что мошенники, процветающие на рынке, очень больно бьют не только по бюджетам страховщиков и карманам автомобилистов, но и в целом пагубно влияют на экономику страны.
«Несмотря на принимаемые меры обстановка в ПФО в этой сфере является неблагополучной. В прошлом году количество преступлений в данной категории выросло почти на 40%. Более чем на четверть возросло число возбужденных по ним уголовных дел. Выявлены многочисленные факторы инсценировки ДТП, фальсификации повреждений транспорта, страхование его задним числом, завышение размера причиненного ущерба», — констатировал, открывая совещание, заместитель генпрокурора РФ Сергей Зайцев.
При этом Зайцев пожурил контролеров, назвав их работу не в полной мере отвечающей складывающейся обстановке.
«Отмечается пассивность и отсутствие надлежащего межведомственного взаимодействия. Выявлены многочисленные факты волокиты при рассмотрении таких преступлений, факты принятия незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела в том числе при наличии явных признаков преступления», — подчеркнул он.
По словам присутствовавшего на совещании президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, в последние годы автопосредничество и мошенничество в страховании вышли на уровень организованной преступности. Объем этого теневого бизнеса в России по итогам прошлого года оценивается в 30−40 млрд рублей, в том числе в ПФО в размере около 5 млрд рублей.
«Это неслабый оборот, чтобы подпитывать теневой бизнес в серьезных масштабах», — говорит глава РСА, добавляя, что Татарстан на совещании наряду с Нижегородской, Ульяновской областями и Башкортостаном был назван наиболее проблемным регионом в ПФО с точки зрения активности автоюристов.
Сергей Зайцев отметил еще одну тенденцию: автопарк региона растет, а количество заключенных договоров ОСАГО — снижается. «Во многом это обусловлено использованием поддельных бланков полисов», — считает он.
Бороться с криминалом решили и в сегменте электронного ОСАГО. Напомним, с 1 января страховые компании приступили к обязательным продажам электронных полисов ОСАГО. С момента старта продаж в 2016 году по состоянию на 16 апреля е-полис в Татарстане приобрели 10,4 тыс. автовладельцев. Вместе с тем ЦБ уже сообщил, что фиксирует случаи появления поддельных сайтов страховщиков, которые создаются мошенниками для хищения денег автовладельцев.
В конце марта ФинЦЕРТ Банка России заключил соглашение об информационном обмене с РСА. Благодаря соглашению регулятор сможет эффективнее бороться с фишинговыми интернет-ресурсами, предлагающими фальшивые электронные полисы ОСАГО — РСА будет передавать в ЦБ информацию о выявленных мошеннических ресурсах, после чего регулятор, имеющий статус компетентной организации у администраторов доменов верхнего и второго уровней, сможет инициировать блокировку таких сайтов.
По итогам совещания в Нижнем Новгороде была принята резолюция с рекомендациями всем органам власти — усилить противодействия страховому мошенничеству.
«Страховое сообщество высказало на совещании свои предложения. Одним из таковых является создание соответствующей межведомственной группы. Сухим остатком совещания стали жесткие указания всей вертикали правоохранительной и судебной систем заняться этой проблемой», — заключил Игорь Юргенс.
В 2016 году страховщики собрали в Татарстане 25,7 млрд рублей премий. Из них 7,8 млрд рублей — премии по договорам ОСАГО. При общем объеме выплат 13,3 млрд рублей, по ОСАГО страховые компании заплатили автовладельцам 6,8 млрд рублей. В республике было заключено 1,1 млн договоров обязательного страхования автогражданской ответственности.
Напомним, что в конце апреля страховые компании перестанут выплачивать денежную компенсацию при ДТП автовладельцам. Таков результат длительной «войны» страховщиков и автоюристов. С помощью принятых поправок страховщики
надеются избавиться от промежуточного звена в виде автоюристов, стоящих между ними и автовладельцами. Юрист Максим Сафандеев уверен, что самим автовладельцам это принесет неудобства.
«К сожалению, поправки принятые к закону об ОСАГО не имеют положительных моментов для рядовых потребителей. Страховка не станет дешевле, сроки на ремонт и выплаты не сократились. Кроме того, возникают коррупционные риски от взаимоотношения страховщиков и автосервисов, от которых может пострадать потребитель.
Вместе с тем, поправки не решат проблему страховых компаний, связанную с автоюристами, люди все так же будут обращаться к ним из-за некачественного ремонта и нарушения его сроков. Самое лучшее, что можно сделать в сложившейся ситуации — соблюдать правила дорожного движения", — рекомендует управляющий партнер «ЮрЛаб» Сафандеев.
Ксения Долгова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: