1 марта вступили в силу новые изменения в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: о прямом урегулировании убытков по ОСАГО и упрощенная система оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД.
На утряску нововведений определили около трех месяцев. За это время станут очевидными все плюсы и минусы от данных изменений. Пока обратиться за возмещением ущерба к «своему» страховщику смогут лишь те автовладельцы, которые застрахуются после 28 февраля 2009 года.
Кроме того, для получения выплаты по прямому урегулированию в ДТП не должно быть человеческих жертв, а участников аварии — только двое и между ними не должно быть противоречий. Сумма ущерба — до 25 тыс. рублей. Прямое возмещение также не будет распространяться на аварии с обоюдной виной водителей и на так называемые бесконтактные ДТП (когда автомобиль получил повреждения в результате некорректного маневра другого участника движения).
Как считает директор по региональному развитию Российского союза автостраховщиков (РСА) Николай Тарасов, данные нововведения носят социальный характер, и в первую очередь будут выгодны клиентам страховых компаний-автовладельцам.
Николай Тарасов:
— Плюсы нововведений — преимущественно для страхователей. Теперь автомобилист, обращаясь к своему страховщику, будет избавлен от лишней беготни. Не придется обращаться в незнакомую компанию, ждать на дороге ГИБДД, а компании в свою очередь начнут бережнее относиться к своим клиентам. На дорогах уменьшится количество пробок.
Для страховщиков больше минусов. Во-первых, придется нанимать на работу дополнительных сотрудников, обучать их, так как обслуживание прямого урегулирования убытков будет осуществляться через единый расчетный центр, созданный при РСА. Во-вторых, увеличится количество фактов мошенничества.
Как считают представители страховых компаний, в настоящее время 15−20 процентов выплат по ОСАГО уходит в карман мошенников. При вступлении в силу нововведений в закон процент мошенничества может достичь уровня 25%.
Два года назад федеральный закон «О защите персональных данных» помешал страховым компаниям (СК) обмениваться некоторой информацией, которая могла бы помочь в выявлении «черных страхователей». Однако теперь новая система прямого урегулирования позволит отслеживать мошенников. Первые итоги ожидаются уже к концу марта. Анализ информации позволит «вылавливать» автомобилистов, которые одновременно или с небольшим интервалом обратились сразу в несколько компаний за выплатами.
Стоит заметить, что ОСАГО не самый привлекательный для страховщиков вид оказываемых ими услуг. В прошлом году татарстанскими СК было собранно 1 532 009 тыс. рублей, а выплаты составили 1 145 443 тыс. рублей. Путем несложных арифметических вычислений можно понять, насколько невелика прибыль компаниям от этого вида страхования.
Алексей Семенов, заместитель генерального директора по страхованию Промышленной страховой компании:
— Введение ОСАГО в 2003 году стало мощным толчком для развития всей системы страхования. В настоящее время компании, которые думают о завтрашнем дне, осторожно подходят к продажам ОСАГО и стараются уменьшить его долю в общем портфеле. Опасения по поводу нововведений в закон об ОСАГО небезосновательны. Пока сложно делать какие-либо прогнозы. Выводы будут через квартал или два.
Но это не все новшества, произошедшие в сфере ОСАГО. Также изменился механизм начисления страхового взноса. Например, увеличился коэффициент по территориальному признаку, стажу вождения и возрасту водителя. Теперь территориальный коэффициент по городу Казани вырос с 1,3 до 1,6, а по возрасту и стажу — до 1,7.
Вера Балакирева, заместитель директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ:
— Изменения критериев оценки произошли в связи с большой убыточностью страховых компаний. Было отмечено, что большие убытки зависели от малого водительского стажа, возраста и большого количества лиц, допущенного к управлению автотранспортом. Теперь максимальный коэффициент для водителя до 22 лет и со стажем менее 3-х лет составляет 1,7. Такой же индекс и для автотранспорта с неограниченным количеством лиц, допущенных к управлению.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: