Новости
10 Апреля 2014, 17:00

Автокредиты в Татарстане: наращивая просрочку

В России доля кредитных автомобилей растет вместе с просрочкой. В число проблемных регионов с повышенным процентом задолженности по автокредитам «въехал» и Татарстан. Между тем, в республике существенных изменений в подходах к оценке заемщиков не произойдет, успокаивают банкиры. И тут же поправляются — конечно, если не будет серьезного ухудшения макроэкономической ситуации.

Татарстан оказался в числе наиболее проблемных регионов, где процент просроченной задолженности по автокредитам выше, чем в среднем по стране. Среди аутсайдеров традиционно отметились Москва и Санкт-Петербург, а также Кемеровская, Московская, Новосибирская, Ростовская, Свердловская области и Краснодарский край.

Неутешительные данные приводятся в исследовании коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», согласно которому в России доля кредитных автомобилей растет вместе с просрочкой.

Несмотря на падение объема продаж автомобилей в стране на 5,4% относительно показателей 2012 года, доля кредитных автомобилей продолжает расти, говорится в исследовании. Не последнюю роль в росте спроса на автокредитование в прошлом году сыграла госпрограмма субсидирования потребительских кредитов на покупку новых авто. Однако программа завершилась 31 декабря, и продлеваться будет едва ли.

«Ситуация на отечественном авторынке будет зависеть от того, как будет развиваться экономика. Если произойдёт улучшение, и влияние стагнации будет минимизировано, то возможно, что показатели будут выше, чем в 2013 году. То есть, у граждан появится определённая уверенность в своём будущем, станет яснее ситуация с их занятостью, а значит, и с доходами, и они могут принять решение о приобретении машины, что поддержит автопроизводителей. С другой стороны, в предстоящие год-два нас может ждать своего рода „передышка“, которая не связана с какими-то кризисными явлениями в экономике России. Выражаться она может в снижении объёмов производства и продаж, качественном изменении в модельном ряду, в увеличении доли автомобилей с нетрадиционным силовым агрегатом, в росте продаж компактных автомобилей, — полагает ведущий эксперт УК „Финам Менеджмент“ Дмитрий Баранов. — Серьёзное положительное воздействие на авторынок будет оказывать такой фактор, как значительный неудовлетворённый спрос на автомобили в нашей стране».

Достаточно позитивно смотрят на отрасль и развитие автокредитования в ней и в «Секвойя Кредит Консолидейшн». «В 2012 году в кредит были оформлены 33,6% автомобилей, в 2013 году — 45,8%, в 2014 году ожидается 60%», — отмечают в компании.

Между тем, одновременно с ростом доли кредитных авто увеличивается и объем просроченной задолженности — по итогам первого квартала он достиг 47,6 млрд рублей, что на 30% больше аналогичного показателя прошлого года.

На сегодня объем просрочки составляет более 10% от совокупного общего кредитного портфеля. «Можно прогнозировать, что в 2014 году просроченная задолженность продолжит свой рост, однако он будет не столь активный, что связано с общим снижением продаж новых автомобилей, с действиями кредиторов, направленными на минимизирование просрочки. Таким образом, по итогам 2014 года данный показатель может составить 53,2 млрд рублей (+16,1%)», — полагают в агентстве.

Увеличение просрочки связано с целым рядом факторов: ухудшение финансового положения населения, рост безработицы — заемщикам стало сложнее соблюдать платежную дисциплину на фоне роста закредитованности. Кроме того, растет и доля населения, обслуживающего сразу несколько кредитов, и доля ежемесячного дохода, которая идет на их погашение.

«Рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен еще и тем, что на фоне снижения темпов роста рынка кредитования происходит вызревание просроченной задолженности по кредитам, выданным в конце 2012 — первой половине 2013 года, когда банки вели менее жесткую политику выдачи кредитов. Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи, и качество портфеля „молодых кредитов“ заметно улучшилось», — говорит заместитель генерального директора по маркетингу и продажам «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Терехова.

При этом эксперт полагает, что банки, «как никогда озабоченные финансовыми показателями», и в дальнейшем будут усиливать контроль над выдачей автокредитов.

Впрочем, банкиры подобные опасения не разделяют.

«С одной стороны, безусловно, рост просроченной задолженности не может не вызвать тревогу у банковского сообщества. Соответственно, в качестве контрмер банки будут вынуждены ужесточить подходы к андеррайтингу клиентов и своему риск-менеджменту. Однако не стоит забывать, что рынок автокредитования один из самых высококонкурентных. И банки в ынуждены искать баланс интересов в данном вопросе», — говорит заместитель председателя правления по розничному бизнесу ОАО «ИнтехБанк» Нияз Теркулов и заверяет, что в текущем году «каких-либо серьезных изменений в подходах к оценке клиентов в области автокредитования не произойдет».

«Конечно, если только в стране не будет серьезного ухудшения макроэкономической ситуации», — добавляет банкир.

Юлия Амочаева

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: