Новости
10 Апреля 2014, 17:00

Автокредиты в Татарстане: наращивая просрочку

В России доля кредитных автомобилей растет вместе с просрочкой. В число проблемных регионов с повышенным процентом задолженности по автокредитам «въехал» и Татарстан. Между тем, в республике существенных изменений в подходах к оценке заемщиков не произойдет, успокаивают банкиры. И тут же поправляются — конечно, если не будет серьезного ухудшения макроэкономической ситуации.

Татарстан оказался в числе наиболее проблемных регионов, где процент просроченной задолженности по автокредитам выше, чем в среднем по стране. Среди аутсайдеров традиционно отметились Москва и Санкт-Петербург, а также Кемеровская, Московская, Новосибирская, Ростовская, Свердловская области и Краснодарский край.

Неутешительные данные приводятся в исследовании коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», согласно которому в России доля кредитных автомобилей растет вместе с просрочкой.

Несмотря на падение объема продаж автомобилей в стране на 5,4% относительно показателей 2012 года, доля кредитных автомобилей продолжает расти, говорится в исследовании. Не последнюю роль в росте спроса на автокредитование в прошлом году сыграла госпрограмма субсидирования потребительских кредитов на покупку новых авто. Однако программа завершилась 31 декабря, и продлеваться будет едва ли.

«Ситуация на отечественном авторынке будет зависеть от того, как будет развиваться экономика. Если произойдёт улучшение, и влияние стагнации будет минимизировано, то возможно, что показатели будут выше, чем в 2013 году. То есть, у граждан появится определённая уверенность в своём будущем, станет яснее ситуация с их занятостью, а значит, и с доходами, и они могут принять решение о приобретении машины, что поддержит автопроизводителей. С другой стороны, в предстоящие год-два нас может ждать своего рода „передышка“, которая не связана с какими-то кризисными явлениями в экономике России. Выражаться она может в снижении объёмов производства и продаж, качественном изменении в модельном ряду, в увеличении доли автомобилей с нетрадиционным силовым агрегатом, в росте продаж компактных автомобилей, — полагает ведущий эксперт УК „Финам Менеджмент“ Дмитрий Баранов. — Серьёзное положительное воздействие на авторынок будет оказывать такой фактор, как значительный неудовлетворённый спрос на автомобили в нашей стране».

Достаточно позитивно смотрят на отрасль и развитие автокредитования в ней и в «Секвойя Кредит Консолидейшн». «В 2012 году в кредит были оформлены 33,6% автомобилей, в 2013 году — 45,8%, в 2014 году ожидается 60%», — отмечают в компании.

Между тем, одновременно с ростом доли кредитных авто увеличивается и объем просроченной задолженности — по итогам первого квартала он достиг 47,6 млрд рублей, что на 30% больше аналогичного показателя прошлого года.

На сегодня объем просрочки составляет более 10% от совокупного общего кредитного портфеля. «Можно прогнозировать, что в 2014 году просроченная задолженность продолжит свой рост, однако он будет не столь активный, что связано с общим снижением продаж новых автомобилей, с действиями кредиторов, направленными на минимизирование просрочки. Таким образом, по итогам 2014 года данный показатель может составить 53,2 млрд рублей (+16,1%)», — полагают в агентстве.

Увеличение просрочки связано с целым рядом факторов: ухудшение финансового положения населения, рост безработицы — заемщикам стало сложнее соблюдать платежную дисциплину на фоне роста закредитованности. Кроме того, растет и доля населения, обслуживающего сразу несколько кредитов, и доля ежемесячного дохода, которая идет на их погашение.

«Рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен еще и тем, что на фоне снижения темпов роста рынка кредитования происходит вызревание просроченной задолженности по кредитам, выданным в конце 2012 — первой половине 2013 года, когда банки вели менее жесткую политику выдачи кредитов. Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи, и качество портфеля „молодых кредитов“ заметно улучшилось», — говорит заместитель генерального директора по маркетингу и продажам «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Терехова.

При этом эксперт полагает, что банки, «как никогда озабоченные финансовыми показателями», и в дальнейшем будут усиливать контроль над выдачей автокредитов.

Впрочем, банкиры подобные опасения не разделяют.

«С одной стороны, безусловно, рост просроченной задолженности не может не вызвать тревогу у банковского сообщества. Соответственно, в качестве контрмер банки будут вынуждены ужесточить подходы к андеррайтингу клиентов и своему риск-менеджменту. Однако не стоит забывать, что рынок автокредитования один из самых высококонкурентных. И банки в ынуждены искать баланс интересов в данном вопросе», — говорит заместитель председателя правления по розничному бизнесу ОАО «ИнтехБанк» Нияз Теркулов и заверяет, что в текущем году «каких-либо серьезных изменений в подходах к оценке клиентов в области автокредитования не произойдет».

«Конечно, если только в стране не будет серьезного ухудшения макроэкономической ситуации», — добавляет банкир.

Юлия Амочаева

Новости
23 Апреля 2024, 19:42

В Министерство экологии РТ поступило более 400 обращений С 15 по 19 апреля

Татарстанцев больше всего волновали несанкционированные свалки.

В период с 15 по 19 апреля в республиканскую общественную экологическую приемную поступило 411 обращений. Больше всего жителей Татарстана беспокоили несанкционированные свалки — по этой проблеме было 338 жалоб. Об этом сообщила пресс-служба минэкологии РТ.

Всего с начала года в республиканскую общественную экологическую приемную поступило 1938 обращений: 768 через мобильное приложение «Школьный экопатруль», 289 сообщений через систему «Народный контроль», 66 зарегистрировано на платформе обратной связи «ПОС» и 815 уведомлений принято по каналам связи Министерства.

Ранее TatCenter писал, что минэкологии РТ запустило республиканский конкурс #ЭКОВЕСНА2024, посвященный проведению санитарно-экологического двухмесячника.

9 мая в Казани: праздничная афиша  10:35

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: