Понадобилось чуть больше полугода после вступления в силу закона об ОСАГО, чтобы российские инспекторы поняли, что не справляются с обязанностью оформлять любое, даже самое мелкое ДТП. По статистике, приведенной в пятницу начальником главного управления ГИБДД МВД РФ генерал-майором Виктором Кирьяновым, в первом полугодии 2003 года в России было зарегистрировано 107,3 тыс. ДТП, а за сутки сотрудники ГАИ оформляли в среднем по 593 аварии. В четвертом квартале прошлого года этот показатель увеличился на 27% — по 756 зарегистрированных ДТП в день. В последние недели января ежедневно инспекторы регистрировали уже по 886 аварий. То есть работы с оформлением дорожных происшествий у ГАИ стало в полтора раза больше. При этом данные, опубликованные на официальном сайте ГИБДД, говорят о том, что аварийность во втором полугодии даже снизилась. За весь год в России произошло 204 тыс. ДТП. Получается, за вторые полгода в стране произошло около 97 тыс. аварий.
Данные руководителя ГАИ о нагрузке на подчиненных вроде бы расходятся с общей статистикой. Но все дело в том, что в подсчетах ГИБДД не учитываются мелкие происшествия без пострадавших, так называемая «жестянка». Именно их оформление и прибавило в полтора раза работы инспекторам. В столичной Госавтоинспекции после введения ОСАГО этот показатель стал просто зашкаливать, причем цифры продолжают расти.
Руководство ГИБДД уже предложило выход из сложной для себя ситуации — внести изменения в закон об ОСАГО, упрощающие порядок оформления мелких аварий. Виктор Кирьянов считает, что нужно изменить порядок приема необходимых документов страховыми компаниями. По мнению руководителя ГАИ, если участники ДТП считают повреждения незначительными и пришли к взаимному согласию относительно вины в аварии, было бы достаточным направлять их заявления в адрес страховщика при извещении о наступлении страхового случая.
Но расстаться полюбовно после даже небольшого столкновения на дороге удается далеко не всем. При этом даже взаимные договоренности пострадавших водителей могут не устроить страховые компании. К тому же могут возникнуть многочисленные случаи страховых мошенничеств, когда два приятеля, договорившись между собой, будут инсценировать ДТП, чтобы получить страховку сразу с двух компаний или за разбитую раньше машину. В пятницу Виктор Кирьянов попытался объяснить, как избавиться и от этой неопределенности.
Руководитель ГИБДД считает, что право определять вину водителей в ДТП нужно отдать страховым компаниям. Страховщиков новые предложения Кирьянова немного настораживают. Как заявил пресс-секретарь Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Щавелев, многие компании уже сейчас готовы самостоятельно разбирать аварии, в которых водители пришли к согласию о виновном. «Но совсем отказаться от ГИБДД при разборе ДТП страховщики не готовы — попросту нет квалифицированных кадров, — заметил пресс-секретарь РСА.- Нанять и обучить достаточное количество людей компании смогут в лучшем случае к концу этого года».
Но не исключено, что примерить на себя «лишние» функции ГИБДД постараются не страховые агенты, а другие профессионалы, близкие к автостраховому бизнесу: служба аварийных комиссаров. Если раньше аваркомы были своеобразной элитой страхового бизнеса, в основном выезжая на ДТП к крупным клиентам или по тяжелым случаям, то после принятия поправок в закон об ОСАГО эта профессия может стать по-настоящему массовой. Возможно, неслучайно в начале февраля в Петербурге был учрежден Всероссийский союз аварийных комиссаров (ВСА). Уже заявлено, что эта структура будет лоббировать принятие закона, который бы позволил разбирать мелкие автоаварии без участия ГИБДД. Очень похоже, что ВСА и ГИБДД двигаются ровно навстречу друг другу.
Тем, что раньше входило в обязанности инспекторов ДПС и делалось бесплатно, будут заниматься аварийные комиссары. За деньги. Например, в Москве выезд аваркома на место ДТП стоит $ 30−40. Около 700 рублей они просят за получение справки об аварии в ГИБДД.
Представитель одного из учредителей ВСА Юрий Легин заявил, что сейчас в методиках расчетов страховых тарифов не предусмотрен пункт, который позволял бы страховой компании самой оплачивать услуги аваркомов. По идее, попавший в аварию водитель обязан оплачивать услуги комиссара самостоятельно. «Но брать с него деньги — аполитично, — считает Легин, — платить должны страховщики. Но не за счет повышения тарифа. Страховые компании должны принять в зачет пользу от службы аваркомов». По мнению Юрия Легина, они могут сэкономить не мене 20% из-за сокращения необоснованных выплат по страховым случаям.
Не исключено, что страховым компаниям может понравиться сотрудничество с комиссарами. Во-первых, у них отпадет головная боль с наймом и обучением новых сотрудников. Во-вторых, у автостраховщиков появится новый козырь в борьбе за сохранение нынешних тарифов на автогражданку. К тому же появление в цепочке страховщик-водитель нового звена, аваркомов, вроде бы должно упростить жизнь автомобилистам. Впрочем, один из высокопоставленных сотрудников ГИБДД заметил, что если предлагаемые поправки в закон об ОСАГО будут приняты, срок получения страховых выплат для многих автовладельцев может увеличиться в несколько раз.
«Аварийные комиссары, защищая интересы своей страховой компании, будут настаивать на невиновности своего клиента. Это будет спор пристрастных профессионалов, отстаивающих до последнего интересы своих работодателей. Поэтому чаще всего разбирательства будут заканчиваться в судах, которые просто завалят исками о мелких ДТП», — считает наш собеседник.
То есть может получиться, что пока юристы страховых компаний будут убеждать судей в своей правоте, клиент будет месяцами ждать вердикта суда о виновнике ДТП. Без чего получить страховую выплату будет невозможно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: