Об этом шла речь 23 декабря в Министерстве информатизации и связи Республики Татарстан, где в рамках соглашения о сотрудничестве с Ассоциацией стратегического аутсорсинга Некоммерческим партнерством «АСТРА» прошел круглый стол «ИТ- аутсорсинг 2009. Россия и Татарстан: итоги года».
Тема ИТ-аутсорсинга на сегодняшний день является одной из актуальных в развитии инфокоммуникационных технологий в России и в Татарстане, как передовом регионе, в частности. В соответствии с указом Президента Республики Татарстан в республике создан ИТ-кластер, в который вошли 4 ведущих ИТ-предприятия. Представители этих предприятий рассмотрели перспективы внедрения системы аутсорсинга в ИТ-кластер, ведь благодаря аутсорсингу появляется возможность использовать современные качественные ИТ-ресурсы в необходимом объеме, снижать расходы на инфокоммуникационные технологии и многое другое.
Фарит Фазылзянов, министр информатизации и связи Республики Татарстан:
— В условиях бурного развития информационных технологий появляется необходимость постоянно отслеживать актуальность любой информационной системы, контролировать ее способность максимально эффективно решать поставленные задачи.
Западные компании уже давно пришли к выводу, что наиболее эффективно и экономически выгодно использовать услуги специализированных компаний, чьей основной работой является оказание такого рода услуг. Ярким примером является Голландия, где все органы государственной власти подключены к единому центру обработки данных через коммерческую аутсорсинговую систему.
Что касается нашей республики, развивать и внедрять аутсорсинг необходимо не только в сфере бизнеса, но и госсекторе.
В кризисных условиях стало очевидно, что те идеи, которые мы проповедуем последние 5 лет перспективны и правомерны. Главная проблема, на мой взгляд, это недопонимание со стороны руководителей тех преимуществ, которые дает подобная модель ведения бизнеса и управления.
По итогам минувшего года Россия не попала в топ-15 стран, имеющих самый крупный ИТ-рынок. Объем рынка нашей страны составил $ 17−19 млрд., в то время как в США, занявших первую позицию, ИТ-рынок составил $ 573 млрд. Самыми быстрорастущими ИТ-рынками признаны Китай и Индия. Здесь несмотря на экономическую обстановку отмечался рост и развитие этой сферы плюс 5%. Россия имеет минимальный показатель, и отстает как на общефедеральном, так и на региональном уровне. Кроме того, в стране отмечается недофинансирование отрасли. Доля покупок технологий от объема ВВП составляет лишь 1%, в то время как 12 стран имеют показатели свыше 3%, Австралия — 4,6%.
Сергей Македонский, Президент НП «АСТРА»:
— «На железо» деньги закончились. Это то, на что жили крупные интеграторы. При этом надо отметить, что самой стабильной в этом году оказалась сфера аутсорсинга. Здесь не наблюдался рост, но и не произошло падения.
Зато произошли два прорыва. Первая сфера, «выстрелившая» в этом году, была инсорсинг. Появились и стремительно выросли крупные инсорсинговые структуры сырьевых и энергетических предприятий. Многие компании, начавшие буквально «с нуля» получили за год оборот до 5 млрд. рублей.
Еще один сегмент, вырвавшийся на первые позиции — малый и средний ИТ-бизнес. Это маленькие компании, которые стали предоставлять услуги по непрерывному договору таким же небольшим компаниям.
Доля аутсорсинга в общем объеме ИТ-рынка составила в 2008 году 16,7% ($ 775 млн.), в 2009 году — 23,4% ($ 900 млн.), в 2010 году планируется 26,5% ($ 1100 млн.). Таким образом, рынок ИТ-аутсорсинга в России преодолеет рубеж в $ 1 млрд. уже в 2010 году. Ежегодный рост этого сегмента составляет 10−15%.
Инновации в сфере ИКТ, по мнению экспертов, способны вывести отрасль на новый уровень. Здесь, прежде всего, необходимо сделать акцент на развитии инновационных продуктов и решений, привлечь в эту сферу государственные инвестиции, развивать рынок услуг. Важнейшим инструментом для выхода из кризиса должно стать развитие их внутреннего потребления. А также развитие внутреннего рынка ИКТ-услуг с высокой добавленной стоимостью, развитие бизнес-инструментов таких, как инсорсинг (создание дочерних ИКТ-компаний), аутсорсинг.
Что интересно, по словам Сергея Македонского, иностранные компании не смогли захватить российский рынок аутсорсинга, вопреки их собственным ожидани
ям.
Сергей Македонский:
— Рынок иностранных компаний, занятых в сфере аутсорсинга на самом деле не такой и большой. Им не удается отвоевать заказы у российских конкурентов, несмотря на имеющиеся известные бренды и прочее. Скорее всего, причина в том, что работают в них наши соотечественники, которые не способны в полной мере применить весь западный опыт.
Главная задача сегодня для российских поставщиков ИКТ — постараться все-таки изменить подход к своему бизнесу. Уйти от продажи «железа» и «проектов», и перейти к непрерывному предоставлению услуг ИКТ предприятиям.
Фарит Фазылзянов:
— Сегодня создание крупных ИТ-игроков возможно в нефтегазохимической отрасли, где сконцентрированы большие объемы денежных средств. Процессы слияния мелких представителей бизнеса неизбежны, именно это мы наблюдаем и в промышленности, и в связи.
Еще одна немаловажная проблема — отсутствие квалифицированных кадров, способных создавать в компаниях новые бизнес-модели для эффективной работы в аутсорсинге. Но ее мы решим совместными усилиями с КАИ.
Исследования показали, что главными заказчиками ИТ-аутсорсинга являются сферы промышленности и строительства — 22,6%, затем идут банки, страхование, лизинг, ИТ и телеком, энергетика и нефтегазовая промышленность. Меньше всего услугами аутсорсинга пользуются СМИ, всего 1,3%.
Что дает аусторсинг России? Появление «внутренних» денег предприятий в экономике с возможным повышением ВВП на 2, а то и 3%, увеличение объема налогов различного уровня, появление специализированных профессиональных сервисных компаний, даже решение некоторых социальных проблем путем переквалификации кадров. Впрочем, сами предприятия тоже не останутся без выигрыша, получив устойчивость в периоды спадов, возможность сконцентрироваться на основных видах деятельности.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: