В этом году Всемирный день потребителей пришелся на весьма нестабильный период. Предприниматели приободрились, услышав об отмене проверок. Госорганы едва успевают разбираться с увеличившимся количеством жалоб и претензий. С одной стороны, покупатели, вынужденные экономить, с другой — предприниматели, сражающиеся с кризисом. Но всему есть объяснение.
Марс Исмагилов, сопредседатель Союза потребителей РТ:
— За последнее время обращения граждан увеличились в десять раз. На руках у наших шести юристов 120 дел. Вызвано это разными факторами. Сворачиваются программы лояльности к потребителю. Закрываются фирмы, известные бренды оказываются в сомнительных руках. В целях удешевления продукции применяется фальсифицированное сырье. Для нас сейчас борьба с фальсификатом вышла на первый план. От этого никуда не деться. Люди вынуждены из бутиков вернуться за покупками на вьетнамский рынок. Дешевый товар увеличивает потребительские риски.
Сокращенные, оставшиеся без работы специалисты, технологи все чаще открывают собственные цеха. Они являются профессионалами в одной области, но плохо представляют основы предпринимательства, не знают законы и требования, тем самым вредят и себе, и потребителю.
Недавно было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное использование товарного знака». Учредители фирм ООО «Норд-Ост-Фиш» и ООО «Рыба-Фиш» в селе Усады Лаишевского района организовали нелегальное производство свежемороженой рыбы и морепродуктов в складском помещении без соблюдения санитарных норм. Продукция поставлялась на прилавки города Казани и близлежащих районов под нижегородской торговой маркой «Властелин морей». Выяснилось, что обе фирмы никаких договоров с ЗАО «Нижегородрыбаплюс» — владельцем торговой марки — не заключали.
О масштабах проблемы, существующей в сфере защиты прав потребителей, свидетельствуют цифры, предоставленные Госалкогольинспекцией РТ. За минувший год сотрудники инспекции рассмотрели 25 347 обращений граждан. Из них 83% приходится на сферу торговли, 8,6% — на бытовые услуги, 3% — на ЖКХ услуги. Больше всего приходится жалоб на сотовые телефоны (20,8%). Далее следует обувь (15,2%), одежда (11%), мебель (6,8%), телевизоры (5%) и прочее. По итогам судебных процессов в 2008 году были удовлетворены иски на сумму 9,6 млн. рублей.
Заявление об антикризисных мерах по отношению к малому и среднему бизнесу президента РФ Дмитрия Медведева в виде слухов докатилось и до татарстанских предпринимателей, немало их обрадовав. Однако население стало выражать опасения: не скажется ли эта мера на качестве продукции и предоставлении услуг. Но госорганы поспешили успокоить, сообщив, что эти меры касаются предпринимателей, открывших собственное дело. При этом бизнес не освобождают от внеплановых проверок, вызванных жалобой на некачественный товар.
Татьяна Хабибуллина, начальник отдела правовой защиты потребительского рынка и претензионной работы Госалкогольинспекции РТ:
— Никто не отменял плановые проверки и проверки по жалобам. Принятые меры не говорят о том, что потребитель остался без защиты государства. Скорее всего, речь идет о Федеральном законе № 294, который еще не вступил в силу. Мы, конечно, будем пересматривать свои методы работы, но это касается не отмены проверок, а самой процедуры их проведения. Плановые проверки будут проводиться раз в три года, и план их проведения будет доступен для ознакомления. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются правительством России.
Розалия Арсланова, заместитель начальника отдела по предупреждению нарушений на потребительском рынке Госалкогольинспекции РТ:
— Товар существует на рынке до тех пор, пока на него есть спрос. Мы должны научиться бойкотировать некачественные продукты.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: