Новости
02 Февраля 2012, 05:15

Анна Галимова, председатель Алкогольной ассоциации Татарстана: «В Татарстане нет нелегального алкоголя»

2011 год стал годом начала третьей по счету за последнее десятилетие реформы алкогольного рынка России. Как отмечают аналитики, две предыдущие реформы закончились ничем. На этот раз Госдума приняла сразу несколько законопроектов, ужесточающих контроль над производством, реализацией и потреблением спиртного. О том, как нововведения отразились на алкогольном рынке Татарстана, и о тенденциях 2012 года «где Деньги» рассказала председатель Алкогольной ассоциации РТ Анна Галимова.


Анна Галимова — Анна Александровна, аналитики говорят о серьезном структурном переделе российского рынка в связи с изменениями в законодательстве. Коснулось ли это татарстанского рынка?

— Татарстана передел рынка не коснулся. Этот процесс идет в тех регионах, где существовали недобросовестные производители, не уплачивающие акцизы с производимой продукции, а также дистрибьюторы, реализующие нелегальную продукцию. Так, в 2011 году много спиртзаводов было закрыто на Кавказе. В Татарстане один производитель — «Татспиртпром». Эта компания находится под жестким контролем властей республики и платит все положенные акцизы и налоги. Местные дистрибьюторы также работают строго в правовом поле, благодаря чему в Татарстане на прилавках отсутствует нелегальный ввозной алкоголь. Поэтому и больших претензий у Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка к игрокам этой отрасли не возникло.

Какие изменения ждут рынок в 2012 году?

— Главное законодательное изменение, которое уже вступило в силу с января 2012 года: пиво все-таки признано алкоголем. Теперь его продажа и производство регулируются общим для всех видов алкогольной продукции законом. Это означает обязательную декларацию объема продаж пива, чего раньше не было. Кроме того, установлен запрет на реализацию пива на территориях, прилегающих к детским учреждениях, на остановочных площадках и вокзалах. Теперь в ночные часы запрещено продавать алкоголь больше 5 градусов. А в 2013 году будет запрещено ночью продавать алкоголь выше 1,5 градуса, тогда нельзя будет пиво продавать в ларьках и рекламировать его. Я думаю, что на производителях пива это не отразится. Хотя, конечно, спад потребления будет. Но это и к лучшему, потому что сегодня основной потребитель пива, к сожалению, молодежь.

Второй важный момент — процесс перелицензирования, который захватил весь рынок России. Татарстанские игроки пережили его хорошо. Часть мелких дистрибьюторов ушла с рынка, но это никак не отразилось на рынке в целом — все ключевые игроки сохранили свои позиции.

— Сколько компаний сегодня состоит в Ассоциации? Какую долю рынка они занимают?

— Сегодня Ассоциация объединяет шесть участников рынка: ЗАО «Неско-Казань», ООО «Фирма Саман», ООО «Патриот», ООО «ТД Россич», ООО «Компания Премьер» и ООО «Холдинг-компания Реал». Еще шесть крупных игроков рынка не состоят в Ассоциации — это «Эдельвейс», «Метро», «Тандер», «Алкоторг», «Русь-импорт» и «Галерея вин». В конце 2011 года на республиканском рынке появилось три новых игрока, но пока их доля рынка незначительная, и серьезно они о себе еще не заявили.

Члены Ассоциации суммарно занимают больше 90\% рынка ввозного алкоголя. В водочном сегменте члены Ассоциации занимают 15\%, у «Татспиртпрома» — оставшиеся 85\%. По остальным видам продукции ситуация обратная: у «Татспиртпрома» — около 2\%, а остальная доля в 98\% приходится на ввозную продукцию, и тут рынок делят, в зависимости от вида продукции, разные компании.

— Насколько велика вероятность того, что в 2012 году на рынок придут новые игроки?

— Татарстанский рынок уже сформирован, насыщен, и пока нет предпосылок для появления новых участников. Когда в конце прошлого года появилось три новых компании, было непонятно, на что они рассчитывают, сбудутся ли их планы. Но я также не думаю, что кто-то уйдет с рынка в ближайшее время.

— Какой вид алкоголя пользуется в республике большим спросом?

— Всегда считалось, что Татарстан — водочная республика. Я полагаю, что эта тенденция сохранилась и сейчас. Так происходит потому, что местный производитель производит в основном водку. А ввоз слабоалкогольных напитков, шампанских и вин не покрывает потребности рынка: нет местного производителя с высокой долей производства этих видов продукции. Однако ситуация постепенно меняется. В 2011 году наблюдался прирост ввозной продукции, в том числе вин. Можно прогнозировать дальнейший рост спроса в этом сегменте.

— А как повлияет на рынок запланированное повышение ставок акцизов на алкоголь?

— Акцизы индексируются каждый год. К концу 2014 года акцизы хотят повысить до такой степени, чтобы водка, которая сегодня стоит 100−110 рублей, стоила около 250 рублей. Спрос на водку немного упадет, хотя, наверное, и нелегальной продукции станет больше. Но только не в Татарстане, у нас вряд ли появится нелегальный алкоголь.

— Почему?

— У нас его нет. Совершенно точно. Как я уже говорила, то, что производит «Татспиртпром», априори легально. А все, что завозится, мы проверяем на легальность в Алкогольной инспекции. Шесть оптовиков, входящих в Ассоциацию, плюс еще несколько компаний — вот и весь рынок, и все игроки предпочитают работать, строго следуя букве закона. И не только потому, что в Татарстане очень хорошо работают контролирующие органы, но еще и потому, что участники Ассоциации строят социально ответственный бизнес, направленный на удовлетворение интересов потребителей в том числе.

— Правительство России намерено к 2020 году снизить среднедушевое потребление алкоголя с нынешних 15 до 6−8 литров в год. Как вы оцениваете эффективность проводимой государством антиалкогольной кампании?

— Я не думаю, что меры, предпринимаемые правительством, действенны. Пока, по крайней мере. Те, кто умеренно пьет, так и будут умеренно пить. Те, кто пьет неумеренно, пить не перестанут. Поэтому нужно антиалкогольную пропаганду нацеливать на молодежь.

— У вас есть предложения, которые могли бы помочь в борьбе с алкоголизацией?

— Существующая в правительстве концепция в основном лозунговая. Я считаю, что, безусловно, нужно убрать с телевидения рекламу пива. С детских садов нужно пропагандировать здоровый образ жизни. Тут много составляющих. Общий уровень жизни должен быть выше. Если в районах молодежи нечем заняться, нужно создать альтернативу алкоголю — спортивные учреждения, культурные заведения, и вести строгий контроль за выполнением этих задач, вплоть до личной ответственности руководителя региона. Кроме того, безусловно, на ребенка влияют и семья, и школа.

Запреты по реализации алкоголя несовершеннолетним действуют на какой-то процент. Думаю, на селе подросткам все-таки продают алкоголь. Но в крупных городах такие случаи редки. Чем компания дольше работает на рынке, тем сильнее она дорожит своей репутацией, и ради прибыли от одной бутылки пива ей нет смысла рисковать своим имиджем.

В любом случае правительству следует пробовать разные варианты мер для снижения алкоголизации, если оно по-настоящему заботится о молодом поколении, если это не просто предвыборные лозунги.

— Нет ли опасения, что после президентских выборов в России введут госмонополию на алкоголь? Насколько это реально?

— Введение госмонополии на алкоголь в России очень проблематично. Многие крупные участники рынка, например, компания «Русский алкоголь», принадлежат западным инвесторам. Будет большой скандал. Можно ввести госмонополию только на российских производителей, но в этом случае интересно, как это обыграют законодательно, ведь российские компании могут и в международный суд подать.

О госмонополии говорят последние два года. Но пока это популистские разговоры. Депутаты предлагают свои законопроекты. Но, к сожалению, они и чиновники нередко очень далеки от реального положения дел на рынке и не всегда могут увидеть, к чему приведут их законопроекты. Я внимательно читаю аналитику по рынку из-за специфики своей работы, а работающие в министерствах люди не всегда имеют на это время, и когда им помощники приносят цифры, они вынуждены этому верить.

Министр здравоохранения России Татьяна Голикова заявила, что у нас на душу населения приходится 18 литров алкоголя, хотя на самом деле было 14 литров. Но, завысив показатель до 18 литров, в минздраве через какое-то время заявили, что благодаря их работе уровень потребления алкоголя понизился до 14 литров на человека в год. И люди вынуждены принимать это на веру, даже господин Путин. На каком этапе 14 литров превратились в 18, я не знаю. Обобщая, хочу сказать, что за госмонополию выступают многие чиновники, но не все из них понимают, к чему это может привести алкогольный рынок России.

— А к чему она может привести?

— Сторонники идеи госмонополии считают, что это снизит объем контрафактной продукции. Но и при госмонополии нужно будет контролировать работу заводов. Кто это будет делать? И что помешает контролеру в третью смену точно так же производить нелегальный алкоголь? Кто будет контролировать контролеров? Наверное, только инопланетяне смогут заставить госмонополии работать честно.

— Ранее татарстанский рынок считался одним из самых закрытых в России. Изменилось ли что-то? В каких отношениях сегодня члены Ассоциации с местными властями?

— Надеюсь, что в конструктивных. Хотя есть некоторые спорные моменты, которые нас не устраивают. И ряд вопросов, ответов на которые нет. Например, «Татспиртпром», как и прежде, сегодня завязан на внутренний рынок республики… Ничего не изменилось за последние два года…

— По данным Госалкогольинспекции РТ, в 2011 году в республике закрылось более 500 магазинов, торгующих алкоголем. На каждое открытие сетевого магазина приходится закрытие не менее трех местных точек торговли. Прокомментируйте, пожалуйста, эту информацию.

— Не знаю, как насчет лоббизма, но по оттоку покупателей могу сказать следующее. Сети имеют возможность держать низкие цены на продукцию, устраивать акции, таких возможностей у мелкой розницы нет. А у сетей она есть потому, что поставщики хотят работать с сетями, и, пользуясь этим, сети диктуют жесткие условия, заставляющие поставщиков идти на снижение цен. И потом, в сетях представлен широкий ассортимент продукции, благодаря которому покупателю не нужно ходить по разным магазинам и он может все купить в одном месте. Зачастую это определяющий фактор, даже если какой-то товар дороже.

— Анна, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о себе. Когда вы начали работать на алкогольном рынке, какие у вас увлечения, чем еще интересуетесь?

— На алкогольном рынке работаю пять лет, с 2007 года. Главное увлечение — семья, потому что времени на близких людей не хватает катастрофически. С удовольствием попрактиковалась бы в английском, из-за нехватки общения беглость речи быстро утрачивается. Мечтаю выучить испанский, но, видимо, только на пенсии — времени нет. Основное занятие, оно же хобби, оно же любимое дело — работа в профессиональной отрасли, я юрист по образованию. По выбросу адреналина судебный процесс для меня сравним, пожалуй, с экстремальными видами спорта. Еще очень хочу завести собаку, но это, наверное, когда ребенок подрастет.

Наталья Федорова
«где Деньги»

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: