Группа также уделяла внимание вопросам устройства финансовой инфраструктуры, улучшения финансового регулирования, в частности внедрения требований «Базель III», а также доступа к финансовым услугам. Об этом рассказал в интервью РИА Новости председатель целевой группы, президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин.
— Как вы оцениваете усилия стран G20 в части внедрения требований «Базель III» в отношении капитала и ликвидности банков?
— Кризис показал многие слабые места глобальной финансовой системы. Одним из его важнейших результатов стало в целом оправданное ужесточение требований регуляторов к капиталу банков и к системе оценки кредитных рисков.
Новые глобальные стандарты «Базель III» стали совместным ответом власти и бизнеса стран «Группы двадцати» на выявленные проблемы. Эти договоренности справедливо рассматриваются и самими лидерами, и представителями делового сообщества как одно из очевидных достижений в работе «Группы двадцати».
В процессе обсуждения новых стандартов представители бизнеса, прежде всего, финансовых кругов, обращали внимание лидеров на два принципиальных момента, связанных с их имплементацией.
Во-первых, это риски дефрагментации глобального регуляторного поля в случае, если одни ключевые юрисдикции начнут их применять, а другие по разным причинам не будут этого делать.
Такого рода риски сегодня уже неактуальны. Как известно, в течение 2013 года все крупнейшие юрисдикции — ЕС, Россия, США — приняли решение начать применение новых стандартов с 1 января 2014 года.
Во-вторых, это так называемые «непредвиденные» последствия применения жестких Базельских стандартов как в целом для финансового сектора, так и для смежных отраслей — например, торгового финансирования, кредитования малого и среднего бизнеса, финансирования инфраструктурных проектов.
Как известно, Россия поставила в центр своего председательства в «большой двадцатке» тему экономического роста и создания рабочих мест. Глобальная экономическая ситуация остается нестабильной. Поэтому сейчас особенно важно сохранить способность финансово-банковской отрасли обеспечить должный уровень кредитования реального сектора, даже с учетом новых требований.
Достаточно сказать, что, по экспертным оценкам, если пакет «Базель III» будет применяться полностью, объем предоставляемого банками торгового финансирования может снизиться на 13\%. По этим же оценкам, решение проблем стоимости и доступности торгового финансирования может увеличить его мировой объем на 1,6 триллиона долларов.
Эти и другие важные вопросы современной финансовой повестки были в центре рекомендаций, подготовленных в период российского председательства членами целевой группы «бизнес-двадцатки» по финансам.
Для нас принципиально важно, что на саммите в Санкт-Петербурге лидеры прислушались к мнению бизнеса и договорились продолжить мониторинг и дать оценку влияния уже проведенных реформ финансового регулирования на надежность финансовой системы, экономический рост и доступность долгосрочного финансирования, прежде всего, инфраструктурного и торгового. Это нашло соответствующее отражение в Санкт-Петербургской декларации лидеров «Группы двадцати».
Участники целевой группы по финансам В20 считают целесообразным проанализировать результаты и возможные последствия уже предпринятых мер по ужесточению регуляторной среды. Отчет об этой работе желательно представить на саммите лидеров в Брисбене, и только после этого думать о дальнейших шагах.
— Что еще требуется сделать странам G20 для дальнейшего упрощения доступа малого и среднего бизнеса к финансовым услугам с целью активизации экономического роста и создания рабочих мест?
— Прежде всего, хочу обратить внимание на то, что B20 (Business 20 — ред.), которая объединяет представителей крупного бизнеса, последовательно, из саммита в саммит, предлагает рекомендации по развитию малого и среднего бизнеса. Мы понимаем, что именно этот сектор обеспечивает занятость и экономический рост.
Развитие малых и средних предприятий во многом зависит от доступности долгосрочных инвестиций. Стимулирование инвестиций должно осуществляться посредством дальнейшего совершенствования инвестиционной среды на национальном уровне.
Например, в соответствии с рекомендациями, которые подготовила наша группа, предлагается упростить доступ к финансированию для малого и среднего бизнеса за счет использования механизмов, предусматривающих частичные государственные гарантии. Это, в частности, позволит повысить привлекательность предоставления ресурсов с точки зрения финансовых учреждений.
Считаю весьма позитивным тот факт, что в Санкт-Петербурге лидеры взяли на себя обязательство разработать к саммиту в Брисбене комплекс коллективных и страновых мер, цель которых — улучшение инвестиционной среды и активизации роста в сегменте малого и среднего бизнеса.
— Как вы оцениваете председательство РФ в G20 в части развития финансовой инфраструктуры? Что еще предстоит сделать?
— В своей работе в период российского председательства целевая группа по финансам В20 сделала особый акцент на вопросах, связанных с надежным функционированием инфраструктуры финансовых рынков.
Эта тема, наряду с совершенствованием финансового регулирования, обеспечением доступа к финансовым услугам малых и средних предприятий и борьбой с уклонением от налогов, стала одной из четырех ключевых, по которым мы представили свои рекомендации лидерам.
Представители бизнеса уверены, что дальнейшая работа по совершенствованию функционирования финансовых рынков как в развитых, так и в развивающихся экономиках должна идти в соответствии с принципами, разработанными Комитетом по платежным и расчетным системам (Банка международных расчетов — ред.) и Международной организацией комиссий по ценным бумагам. Главный из этих принципов — прозрачность.
Мы убеждены, что результатом повышения прозрачности, совершенствования процедур отчетности и раскрытия информации станет повышение эффективности финансовых рынков в целом. На практике, например, это будет означать то, что участники рынка будут лучше информированы в отношении спекулятивных операций или операций хеджирования на регулируемых фьючерсных рынках, особенно на рынке товарных деривативов.
Участники нашей группы также предложили рассмотреть возможность создания национальных и трансграничных механизмов по оптимизации управления пулом залоговых активов. Авторы идеи исходили из того, что это будет способствовать смягчению рисков дефицита на рынке залогов.
Кроме того, представляется, что в дальнейшем будет возрастать актуальность темы совершенствования работы информационных каналов и взаимодействия между биржами, клиринговыми центрами, торговыми репозиториями, а также центральными депозитариями.
— Каковы ваши ожидания в части проблематики вашей целевой группы в связи со следующим саммитом «двадцатки»? Какие решения могут быть приняты?
— Говоря о проблематике, которую B20 будет обсуждать в следующем году, важно понимать, что повестка B20 — это, в первую очередь, отражение повестки G20, для лидеров которой представители бизнеса вырабатывают рекомендации. Кроме того, она отражает настроения делового сообщества, его понимание текущей экономической ситуации.
Вполне закономерно, что изменения в повестке G20/B20 могут происходить как следствие решения предыдущих проблем и в связи с появлением новых. Реальность такова, что в силу своей сложности и многомерности далеко не все вопросы, поднимаемые на саммитах «двадцатки», находят свое решение.
Что касается круга тем, которые будет обсуждать целевая группа В20 по финансам в период австралийского председательства, то с высокой долей вероятности могу предположить, что проблематика финансового регулирования, включая вопросы торгового финансирования, а также тема доступа малых и средних предприятий к финансированию не потеряют актуальности и останутся сквозными.
Вместе с тем, в период своего председательства Россия инициировала обсуждение ряда новых актуальных вопросов.
Ключевой среди них — борьба с уклонением от уплаты налогов. В частности, в своих рекомендациях мы призвали лидеров содействовать выработке глобального решения для создания четких и эффективных налоговых систем на основе скоординированного диалога между странами и с учетом основных результатов проекта ОЭСР по эрозии налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (Base Erosion and Profit Shifting, BEPS — ред.). Очевидно, что в 2014 году эта проблематика будет в фокусе пристального внимания как лидеров G20, так и представителей бизнеса.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: