«Сегодня я вижу в зале тех, с кем мы начинали восемь лет назад. Я хочу поблагодарить вас всех, — заявил на заседании итоговой коллегии Минобрнауки за 2011 год Андрей Фурсенко.- Уже 7 мая будет сформировано новое правительство. Оно будет развивать заданные нами направления. Это новый четырехлетний, может быть, даже шестилетний этап в образовании». Министр пожелал удачи всем присутствующим «независимо от того, на каких должностях мы с вами окажемся». Таким образом, господин Фурсенко прозрачно дал понять, что после выборов уже не видит себя на посту главы образовательного ведомства.
Министерство образования и науки Андрей Фурсенко возглавил в 2004 году. В последние месяцы он неоднократно признавал, что его работа на этом посту слишком затянулась. Согласно соцопросам, Андрей Фурсенко является одним из самых не любимых россиянами чиновников. Больше всего министра критикуют за систему ЕГЭ, хотя реформу школьного экзамена начал предыдущий министр образования Владимир Филиппов.
Сам Андрей Фурсенко в субботу назвал введение обязательного ЕГЭ одним из самых главных своих достижений. По его словам, общество согласилось с необходимостью госэкзамена. «Сегодня уже не обсуждается сама идея проверки знаний независимо от тех, кто учит, — заявил министр.- Дискуссии сводятся к тому, как сделать ЕГЭ лучше». Министр добавил, что критики ЕГЭ оценивают не современную форму экзамена, а то, каким он был пять-шесть лет назад: «Сегодня „угадайка“ не имеет отношения к большинству экзаменов, это достаточно творческая работа. Мы шаг за шагом отказываемся от тестов».
Министр перечислил и неудачи. «В области науки нам удалось добиться меньше, чем в образовании, — сказал господин Фурсенко.- Хотелось бы, чтобы научные организации уделяли больше внимания эффективности своей работы». Также он признал, что не смог добиться «опережающей» финансовой поддержки научных фондов: «Нельзя сказать, что денег нет, но объем их мог бы быть и больше».
Минобрнауки займется исправлением этих проблем, однако главной задачей станет реформа экзаменов в вузах по типу школьного ЕГЭ. «Сейчас знания студентов проверяют те, кто их учит», — заявил министр, добавив, что выпускники сами заинтересованы в объективной оценке своих знаний. Такая оценка в конце четвертого курса может проводиться с участием работодателей. «В некоторых ведущих вузах так уже делают, но это нужно распространить на всю страну», — сказал господин Фурсенко.
Вузовский ЕГЭ будет выглядеть как «серьезные письменные экзамены». Часть предметов студенты будут сдавать в традиционной форме, но не вузовским преподавателям. «Противников у этой идеи достаточно, — признал министр.- Ведь тогда целый ряд вузов не сможет и бакалавров подготовить». В экспериментальном режиме новые экзамены начнут вводить в ближайшие два-три года, а обязательным «ЕГЭ для бакалавров» должен стать через шесть лет.
«Это правильная идея, ведь у нас около трети выпускников получают псевдообразование, — считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.- Во время обучения люди не получают даже базовых знаний». По его словам, самая плохая ситуация у социально-экономических наук и инженерного образования, где учащиеся «не знают прикладной математики и физики».
Вместе с тем господин Кузьминов считает необходимым ввести еще один уровень независимого тестирования — после второго курса. «В это время основные базовые предметы пройдены, но у человека есть время опомниться и начать учиться, — заявил ректор ВШЭ.- Сдавать экзамены на четвертом курсе для многих студентов будет слишком поздно».
О необходимости изменения системы «госов» говорили и ранее, однако в министерстве отрицали, что реформа пройдет по типу единого госэкзамена, опасаясь негативной реакции на бренд ЕГЭ. В итоге Андрей Фурсенко сам анонсировал «ЕГЭ для бакалавров», но воплощать эту непопулярную идею в жизнь будет, скорее всего, кто-то другой.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: