«Ряд вопросов, связанных с банковской деятельностью в России, дошел до критической точки», — открыл брифинг Ян Арт. По его мнению, об этом свидетельствуют отсутствие нормальных кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса при избыточной банковской ликвидности, сомнения в эффективности существующей финансовой модели рынка, неотрегулированные отношения между банками и обществом и банками и регуляторами. Поговорить, действительно было о чем.
Анатолий Аксаков кратко охарактеризовал существующее положение дел в банковской сфере. Есть положительные аспекты: концепция развития международного финансового центра, принятые в рамках этой концепции законы, — закон об инсайдерской информации, закон о клиринге, принятый в первом чтении закон о секъюритизации, открывающий банкам новые возможности привлечения ресурсов, законопроект о центральном депозитарии. Есть негатив — отток капитала, за пять прошедших месяцев года — $ 35 млрд.
Большая часть вопросов заданная журналистами, касалась различных аспектов инвестирования, ведения среднего и малого бизнеса в России, политического развития России.
Прозвучал вопрос: будет ли рубль международной валютой? В свете концепции международного финансового центра в России, вопрос достаточно актуальный.
Анатолий Аксаков ответил на него так: «Америка стимулирует использование наличных долларов за границей, а экспорт наличных рублей в СНГ облагается пошлиной. Это неправильно и не дает рублю возможности развиваться как региональной резервной валюте».
Анатолий Аксаков особое внимание обратил на законопроект о проектном финансировании. «Он позволяет обособить финансовый поток, связанный с реализацией проекта, от деятельности самого инициатора проекта», — отметил Аксаков.- В случае банкротства инициатора сам проект может быть доведен до конца".
«А для того, чтобы избежать рисков захвата бизнеса, — продолжил он. — Нужно как можно скорее принять закон о центральном депозитарии, дающий возможность защищать право собственности должным образом».
Коснулись участники брифинга и темы вымывания с рынка малых банков и финансовых компаний.
«Периодическое повышение обязательного уровня собственного банковского капитала и капитала инвестиционных компаний уже привело к тому, что в России практически нет полноценных региональных инвестиционных компаний и вынуждены уходить с рынка малые и средние банки», — отметила Закия Шафикова, руководитель инвестиционной компании «Элемте».
«В стратегии развития банковского сектора до 2015 года намечено повысить минимальный размер капитала до 300 миллионов рублей, — напомнил Аксаков и добавил, что АРБР как могла противостояла этому тренду. По его мнению, решение проблемы таково: выдавать банкам, объем капитала которых не «дотягивает» до требуемого размера, ограниченные лицензии (ограничения по регионам и по осуществлению внешних валютных операций). Частично проблему снимает создание фонда капитализации малых и средних банков, соглашение о котором подписано на днях в Петербурге.
«Малые банки необходимы для нормального развития финансового рынка», — в свою очередь подчеркнул Ян Арт. — «Принцип „Слишком большой, чтобы обанкротиться“ порочен по своей сути, это уже констатировали американские аналитики, а мы в России все еще больны финансовой гигантоманией».
На брифинге были затронуты также вопросы российской тарифной политики, стабильности американской валюты, укрепления рубля, перспективы проектного финансирования на рынке недвижимости. Жаркая дискуссия разгорелась в конце брифинга, когда его участники коснулись политических тем многопартийности, российской ментальности, борьбы за власть.
«Для того, чтобы страна двигалась вперед, мы обязаны создать мощную оппозицию правящей партии. Меняясь у власти и борясь за власть, партии контролируют друг друга, делая тем самым государственное управление прозрачными понятным, — считает Аксаков. — А прозрачность, понятность и прогнозируемость управления и есть главный фактор развития финансового рынка».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: