В пятницу, 13 января на Гайдаровском форуме глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин представил перспективы экономического роста страны на 2018−2024 годы. По его словам, системные реформы могут вызвать рост экономики выше 3% к 2019 году и ускорить рост до уровня выше 4% к 2022 году. По целевому сценарию ЦСР к 2035 году ВВП страны можно было бы увеличить в 2 раза, а по инерционному — всего лишь в 1,5 раза.
«Старая модель нашей экономики уже сегодня, очевидно, не работает, об этом много говорили, но она пока не запустилась и в рамках новой модели. Не принимаются решительные меры, которые позволят создать и запустить новую модель экономики», — констатировал Кудрин.
Среди главных проблем глава ЦСР назвал уменьшение численности населения трудоспособного возраста и низкие инвестиции. Сам прогноз центра исходит из повышения пенсионного возраста для женщин до 63 лет, для мужчин — до 65 и сохранения санкций в отношении страны.
«С 2007 года вся бюджетная система увеличила социальные расходы на 4% ВВП, с 2,5% до 4,7% выросли расходы по оборонке. Только два этих вида расходов увеличились за последние семь лет. Мы каждый год отвлекаем большие ресурсы, чтобы держать достойную пенсию. Повышение пенсионного возраста — одно из решений этой проблемы», — заявил Кудрин.
Одним из источников роста экономики Кудрин считает экспорт, так как низкие темпы экономического роста не позволяют нарастить производство для внутреннего рынка. Также Кудрин сказал, что необходимо поднять совокупные факторы производительности — по некоторым отраслям Россия отстает от развитых стран на порядок.
Технологическое отставание и угрозы суверенитету
Главным же вызовом для России в ближайшие 10−15 лет является технологическое отставание.
«Мы стоим перед проблемой технологического отставания России от мира. Причем, это самый серьезный, на мой взгляд, вызов, который стоит перед нами в ближайшие 10−15 лет. Это означает сжатие нашего экономического потенциала и уровня жизни граждан. У нас есть проблема уменьшения оборонного потенциала и угрозы суверенитету страны, если мы не станем технологической державой. Я должен сказать, что даже эксперты-военные в нашей группе говорят: «Технологические вызовы перед Россией намного больше, чем геополитические», — заявил Кудрин.
По его словам, если Россия не будет соответствовать этим вызовам, то страны, как США и Германия, в технологическом прорыве оторвутся навсегда.
«Мы должны осознать это как самый главный вызов в стране, — предупредил Кудрин, добавив, что состояние институтов госуправления, предпринимательской среды, готовности к риску в России сегодня находится на таком уровне, что не позволяет решать задачи. — Реформы необходимы».
Государство должно начать с себя
Кудрин рассказал, что реформы необходимо начать с государства, с государственного управления — решения должны принимать не «месяцами и годами», и «неделями и часами». Другая проблема — некомпетентные кадры, которые не могут принимать решения и оптимизировать процессы. По словам Кудрина, в этих направлениях сделан первый шаг — проектный офис правительства, но это лишь 10% от того, что должно быть сделано.
Глава ЦСР заявил, что необходимо оцифровывать все процессы, но делать это грамотно: на федеральном уровне работает 390 информационных систем, построенных за сотни миллиардов рублей, но они работают не эффективно — данные не интегрированы даже между министерствами.
Кудрин затронул и другие институты. Так, контрольно-надзорные органы с помощью больших данных должны предсказывать проблемы бизнеса, бизнес должен рассчитывать на честный арбитраж, а сами предприниматели — научиться договариваться друг с другом. В сфере бизнеса также необходимо дорегулировать отношения монополий, наладить корпоративное управление в госкомпаниях и реализовывать новую конкурентную региональную политику.
В плане модернизации и технологичности государство должно начать с себя — с образования, здравоохранения, работы по логистике и инфраструктуре. Нужно непрерывное образование для любых возрастов, а рынки труда должны стать более гибкими — необходимо сокращать старые рабочие места и создавать новые.
Кудрин выступил за со здание десятка крупных агломераций, развитие креативных индустрий и диверсификацию доходов — к примеру, аграрные регионы не должны зарабатывать только на сельском хозяйстве.
Главное — доверие
Алексей Кудрин представил и прогнозы по денежно-кредитной политике. Так, по его словам, инфляция в России в среднесрочной перспективе должна быть на уровне 4% с перспективой снижения до 2−2,5%.
«У нас будет к 2020−2021 году серьезный перелом, существенное уменьшение доходов бюджетный системы. Вопрос: мы готовы опуститься в расходах нашей системы до уровня примерно 32%, а со временем 30% ВВП? Потому что сейчас мы находимся на уровне 37% ВВП по расходам. Сможем ли мы так сжаться и одновременно решать задачи? Эта развилка у нас сегодня остается», — заявил Кудрин.
Еще одним ограничением для экономического роста Кудрин назвал доверие.
«У нас высокое доверие к президенту. Но к правительству, парламенту, полиции, министерствам — оно меньше 25%. При таком низком доверии к институтам власти сложно проводить реформы. Но еще у нас 60−70% людей не доверяют друг другу — это очень высокий показатель».
Доклад Кудрина обсуждали руководители российских ведомств — главы минфина и МЭРа, председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева.
Последняя заявила, что 4% по инфляции — вполне достижимая цель в 2017 году, а слабым местом назвала устойчивость финансовой системы, отдельных финансовых институтов.
«За последние годы накопилось очень много рисков, и эти риски сейчас в сложных внешних условиях начали проявляться», — сказала Юдаева, при этом отметив, что у ЦБ нет ориентира по количеству фининститутов.
Новая пенсионная стратегия — по потребностям
Доклад Кудрина и работу ЦБ прокомментировал министр экономического развития Максим Орешкин — он отметил стабильность валютного риска и снижение инфляции. По его словам, прогноз по инфляции в 4% не будет серьезно нарушен. Также он заявил, что Резервный фонд, вопреки ожиданиям и благодаря дорожающей нефти, может быть сохранен по итогам 2017 года.
Говоря о бюджете, министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что в 2016 году нефтегазовые доходы снизились на 4% ВВП. К 2019 году планируется дальнейшее сокращение — еще 0,4% ВВП. Также Силуанов считает достаточной доходную базу регионов — в 2016 году доходы регионов выросли на 8%, тогда как у федерального бюджета — упали на 5%. Также Силуанов отметил сокращение дефицита региональных бюджетов — с 170 млрд в 2015 году до 57 млрд рублей. Силуанов анонсировал и новую пенсионную стратегию — по потребностям.
«Было сказано, что у нас большой фонд социальной помощи, в том числе трансферт Пенсионному фонду. Если мы примем программу, стратегию совершенствования пенсионной системы более справедливую, которая предусматривает большие пенсии тем, кто в этих пенсиях нуждается, и, соответственно, меньшие тем, кто в них меньше нуждается — такая стратегия позволит совершить маневр внутри бюджета.
Больше средств надо направлять в здравоохранение, потому что пенсионерам более важно получать качественные услуги в здравоохранении, может быть, даже нежели, чем небольшую прибавку к пенсии, больше средств направлять в образование, то есть человеческий капитал", — заявил Силуанов, отмечая, что такой маневр планируется реализовать в «ближайшее время».
Исполнение госинвестиций «беспрецедентно низко»
По словам Татьяны Голиковой, российский бюджет можно мобилизовать в любой момент, привлекая до 200 млрд дополнительных доходов и оптимизируя неэффективные траты. Глава Счетной палаты оценила нецелевые расходы в 700 млрд рублей. В частности, она отметила, что в России работают 35 институтов развития, получившие поддержку на 4,7 трлн рублей за весь период их существования. Треть этих средств не используются.
Отвечая на вопрос о государственных инвестициях, она рассказала, что их исполнение в 2016 году оказалось на «беспрецедентно низком уровне» — инвестпрограммы выполнены на 90,4%. По ее словам, в фактическом выражении из 501 объекта, которые подлежали вводу в 2016 году, были введены лишь
73.
«Мы не умеем оформлять проектную документацию, но очень своевременно лоббируем финансовые ресурсы. При изменяющейся структуре расходов нам пора отказываться от привычных инвестпрограмм. Нужно по-другому выстраивать приоритеты, более качественно», — заявила Голикова.
Программа второго дня форума продолжается дискуссиями об инвестициях в здравоохранение, презентацией доклада об инновациях в России и обсуждением промышленной политики.
Читайте также:
Реформами по стагнации: итоги первого дня Гайдаровского форума-2017
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: