Новости
27 Декабря 2011, 14:51

Алексей Демидов, Счетная палата Татарстана: «Нецелевое использование бюджетных средств в республике существенно сократилось»

Председатель Счетной палаты Татарстана Алексей Демидов в интервью агентству «Интерфакс-Поволжье» подвел итоги контрольной деятельности ведомства в уходящем году, рассказал о работе в рамках подготовки Казани к Универсиаде-2013 и планах на будущее.


Алексей Демидов — Как Вы оцениваете итоги уходящего года в финансово-бюджетной сфере республики? Стало ли при использовании бюджетных средств меньше нарушений и удалось ли справиться с нецелевыми расходами?

— Как говорится «Все познается в сравнении». В 2010 году общая сумма выявленных нами нарушений составила более 3 млрд. рублей. По итогам нынешнего года результат почти такой же — 3 млрд. 36 млн. рублей. Но при этом у нас повысилась результативность: за этот год по итогам проверок восстановлено средств в бюджеты всех уровней и устранено нарушений на общую сумму 1,92 млрд. рублей, в 2010 году было 1,75 млрд. рублей.

Еще один позитивный момент — сокращение числа нарушений нецелевого характера. Год назад сумма составила 96,6 млн. рублей. Сейчас — 22,8 млн. рублей. Причины кроются в четкой работе казначейской системы, возросшем уровне квалификации работников бюджетополучателей. Определенную роль здесь сыграла и профилактическая работа.

По итогам каждого года межведомственным координационным советом по госфинконтролю в Татарстане готовится заключение по характерным нарушениям и недостаткам, выявляемым в финансово-бюджетной, имущественной сферах, при формировании, размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. Наряду со Счетной палатой в работе над этим документом активное участие принимают департамент казначейства министерства финансов, территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, управление Федеральной антимонопольной службы, министерство внутренних дел.

В качестве упреждающей меры заключение ежегодно направляется во все министерства, ведомства и муниципальные образования республики. Любой руководитель, бухгалтер бюджетного учреждения может изучить информацию по характерным нарушениям, принять меры по их недопущению и, тем самым, обезопасить себя от проблем с контрольными и правоохранительными органами.

— Алексей Иванович, не так давно были внесены изменения в закон о Счетной палате Татарстана. Как это повлияло на ее деятельность?

— 1 октября вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В связи с этим 10 октября Государственным советом республики был принят закон «О внесении изменений в закон республики Татарстан «О счетной палате республики Татарстан».

Заинтересованность руководства республики в обеспечении эффективного внешнего финансового контроля позволила сохранить все прогрессивные, новаторские положения принятого в 2004 году первого закона о счетной палате Татарстана.

Закон изложен в новой редакции, которая обеспечивает как преемственность законодательного регулирования деятельности Счетной палаты, так и значимость первого закона о Счетной палате республики, признанного на момент принятия одним из передовых в России.

Так, в новой редакции закона, наряду с полномочием Счетной палаты по контролю за эффективностью использования бюджетных средств, сохранено положение о проведении аудита эффективности. Наконец, помимо предусмотренного федеральным законом полномочия по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, законом о Счетной палате Татарстана установлен и контроль за эффективностью управления и распоряжения объектами государственной собственности.

Еще одна новация — штатная численность Счетной палаты устанавливается Государственным советом, а предложения о кандидатурах на должности заместителя председателя и аудиторов вносятся в парламент руководителем Счетной палаты.

Изменились сроки полномочий председателя Счетной палаты, заместителя председателя, аудиторов, теперь они составляют 6 лет (ранее 5 лет — ИФ).

— Законом о Счетной палате Татарстана предусмотрены две формы осуществления финансового контроля — в форме контрольных проверок и экспертно-аналитических мероприятий. Как организована работа в экспертно-аналитическом направлении?

— Ни один вид контроля невозможен без аналитики. Прежде чем идти куда-то с проверкой, необходимо проанализировать. Экспертно-аналитическая деятельность — очень важное направление нашей работы. По сути она присуща всем формам контроля — предварительному, текущему и последующему, а также является неотъемлемой частью обоих основных типов контроля — как традиционного финансового аудита, так и аудита эффективности.

Главное здесь — осуществление предварительного контроля. Это — экспертиза проектов бюджета республики и бюджета территориального Фонда обязательного медицинского страхования республики, изменений в них, проектов иных законов и нормативных правовых актов бюджетного законодательства.

Заключения на проекты законов направляются в парламент республики. Наши замечания и предложения учитываются при доработке законопроектов. В соответствии с бюджетным законодательством мы также проводим экспертизы проектов долгосрочных целевых программ. В этом году мы подвергли экспертизе 8 таких программ, в частности, по развитию жилищного строительства на 2011−2015 годы, транспортного комплекса Татарстана на 2011−2015 годы, республиканской антикоррупционной программы на 2012−2014 годы.

Большинство замечаний и предложений Счетной палаты учтены при их доработке. Так, эксперты Счетной палаты скорректировали отдельные показатели и индексы-дефляторы по программе развития жилищного строительства на 2011−2015 годы. С учетом этого разработчики пересмотрели динамику изменений себестоимости строительства жилья в республике до 2015 года и объемы инвестиций, необходимых для интенсивного развития жилищного строительства. В рамках текущего контроля проводится анализ исполнения бюджетов республики и территориального фонда ОМС, мониторинге отдельных вопросов исполнения бюджета, целевых программ.

Ведущая роль аналитике отводится и при внешней проверке отчета об исполнении бюджета республики, территориального фонда ОМС, годовых отчетов главных распорядителей бюджета, отчетов об исполнении бюджетов «высокодотационных» муниципальных районов. Экспертно-аналитические мероприятия также являются неотъемлемой частью аудитов эффективности.

— Каждый год Счетная палата проводит аудит эффективности в какой-либо отрасли, а то и несколько таких аудитов. Какую сферу выбрали на следующий год?

— В этом году Счетная палата провела аудит эффективности в части расходования бюджетных средств при использовании энергетических ресурсов в министерстве образования и науки Татарстана. Главный упор делался на том, чтобы его результаты смогли подтвердить или опровергнуть тенденции в области энергосбережения, энергоресурсоэффективности и энергопотребления, выявленные в прошлом году по итогам аналогичного контрольного мероприятия в министерстве труда, занятости и социальной защиты Татарстана.

Аудит показал, что ситуация с энергосбережением в образовательной сфере характеризуется аналогичными негативными тенденциями. Таким образом, полученные в ходе аудита результаты подтвердили основные выводы, сделанные Счетной палатой в 2010 году о ситуации в области энергосбережения, которая в целом характерна для всех министерств и подведомственных им учреждений бюджетной сферы.

Сегодня в республике имеется необходимая нормативно-правовая база для реализации государственной политики, направленной на снижение потребления энергоресурсов организациями и учреждениями. Необходимо усилить работу по выявлению и анализу причин и условий возникновения рисков неэффективной деятельности — неэкономного и безрезультатного использования средств, а также поиску способов их устранения.

Совместно со Счетной палатой Российской Федерации мы также провели аудит эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению. Эта комплексная проверка охватывала 22 региона России, в том числе и Татарстан. Могу сказать, что результаты исследований и выводы Счетной палаты Татарстана оказались близкими к выводам Счетной палаты РФ. В частности, коллеги из федерального органа отметили, что объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета за три последних года увеличился в 1,85 раза, а число пролеченных больных — в 1,5 раза. Однако планируемые объемы бюджетного финансирования не позволяют обеспечить реальную потребность граждан в оказании высокотехнологичной медицинской помощи.

Кстати, Счетная палата России отметила как положительный фактор большой объем вложенных республикой собственных средств. Еще один плюс — все татарстанцы, нуждавшиеся в высокотехнологичной медицинской помощи, лечились в наших республиканских центрах, а не направлялись в другие регионы.

На недавней конференции в Москве Сергей Степашин призвал все региональные и муниципальные контрольно-счетные органы в 2012 году провести комплексные проверки в жилищно-коммунальной сфере, взяв под контроль и тарифы ЖКХ. Мы этим плотно занимаемся весь нынешний год и, по сути, стали пионерами по данному направлению. В начале следующего года Счетная палата представит результаты аудита эффективности использования государственных средств, выделенных на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса республики.

В наших планах на 2012 год также — аудит функционирования системы государственного заказа, использования бюджетных средств при осуществлении госзакупок, аудиты эффективности использования государственных средств, направленных на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и выделенных на финансирование учреждений среднего профессионального образования.

— Как Счетная палата находит объекты для своих проверок?

— В соответствии с законом «О Счетной палате республики Татарстан» при формировании ежегодных планов учитываются результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также предложения и запросы президента Татарстана, поручения Государственного совета республики. Кроме того, один раз в два-три года проводятся проверки всех основных бюджетополучателей.

— При сообщениях о выявленных нарушениях нашим гражданам всегда хочется услышать и про «конкретные меры ответственности», примененные к нарушителям.

— Действующая в республике система взаимодействия между органами финансового контроля, прокуратурой и правоохранительными органами обеспечивает комплексный подход по привлечению к ответственности лиц и организаций, допустивших нарушения.

Так, по результатам рассмотрения в 2011 году материалов Счетной палаты органами прокуратуры было внесено 41 представление об устранении нарушений бюджетного законодательства. К дисциплинарной ответственности по представлениям Сетной палаты и органов прокуратуры привлечено 55 должностных лица.

По фактам нарушений возбуждено несколько уголовных дел. В частности, в Кировском районе Казани нами были выявлены факты завышения объемов выполненных работ при проведении капитального ремонта многоквартирного дома на сумму 1 млн рублей. Возбуждено дело по ст. 159 «Мошенничество» уголовного кодекса РФ.

Другое уголовное дело по той же статье возбуждено в Вахитовском районе. Объемы выполненных работ при ремонте жилого дома не соответствовали фактически произведенным расходам. Кроме того, по результатам рассмотрения материалов Сетной палаты уполномоченными органами наложены на юридические и физические лица административные штрафы в общей сумме 149 тыс. рублей.

— Какие направления Счетная палата постоянно «держит под прицелом»?

— На фоне сокращения нецелевых расходов бюджета еще не полностью решена проблема нерационального управления объектами государственной и муниципальной собственности. Так, в сфере земельных и имущественных отношений выявлены нарушения на общую сумму 1,393 млрд. рублей. Объем нарушений, выявленных в сфере государственных и муниципальных заказов, составил 72,9 млн. рублей.

Как показывают итоги проверок, нарушения допускаются на всех этапах размещения заказов, часть из них не существенна и не влияет на итоги торгов, но отдельные нарушения приводят к необоснованному ограничению доступа участников к торгам и приводят к поставкам некачественных товаров, услуг. Поэтому эти направления являются приоритетными в нашей контрольной деятельности.

Другим объектом пристального внимания Счетной палаты является жилищно-коммунальное хозяйство. Как я уже сказал, в настоящее время проводится аудит эффективности использования государственных средств, выделенных в 2005—2010 годы на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса республики.

Кроме того в течение всего следующего года при проведении комплексных контрольных мероприятий в муниципальных образованиях мы продолжим практику проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и установку общедомовых приборов учета.

И, конечно, мы продолжаем внимательно следить за тем, как расходуются средства, выделяемые на Универсиаду. В октябре 2010 года в Казани прошла совместная коллегия счетных палат России и Татарстана по итогам проверки использования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение XXVII Всемирной летней Универсиады-2013.

В этом году мы традиционно провели совместную проверку, результаты которой были рассмотрены 2 декабря на заседании коллегии Счетной палаты Российской Федерации. Проверка показала, что подготовка к проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани ведется в соответствии с планом основных мероприятий и графиком строительства спортивных объектов. На момент проведения контрольного мероприятия освоение бюджетных средств составило 63,3\%. В 2012 году мы выходим на завершающий этап цикла совместных контрольных мероприятий по Универсиаде. А все итоги планируем подвести в Казани опять же на совместной коллегии.

— Уже достаточно давно задача общегосударственной борьбы с коррупцией вынесена на передний план деятельности госорганов. В каких формах выражается работа Счетной палаты Татарстана в этом направлении?

— Сегодня противодействие коррупции представляет собой согласованные и последовательные действия всей системы государственных органов, где каждый, действуя на «своем поле» и исходя из установленных ему полномочий и конкретных задач, взаимодействует с остальными органами. В нашей республике взаимодействие и координация обеспечивается советом по противодействию коррупции, возглавляемым президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. Очевидно, что наиболее эффективна борьба с коррупцией, если ее пресечь еще на стадии формирования возможных коррупциогенных факторов, либо при исключении обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение.

Одна из функций Счетной палаты, как я уже говорил, — это предварительный финансовый контроль, то есть, участие в обсуждении и утверждении законопроектов о бюджете Татарстана и иных актов, затрагивающих финансово-бюджетную сферу. Эта работа подразумевает финансово-экономическую и правовую экспертизу, которая подразумевает и выявление коррупциогенных факторов и рисков.

Поэтому, выявляя в ходе своей контрольной деятельности нарушения, — будь то неэффективное использование средств бюджета, их использование с нарушением установленного порядка, или нарушения, связанные с госзакупками, — мы отчетливо понимаем, что любое из них потенциально может являться следствием каких-то коррупционных проявлений.

Во время каждой проверки мы обращаем внимание на, казалось бы, привычные и незаметные для обычной контрольной деятельности вещи, дальнейшее рассмотрение которых может подтвердить наличие коррупционных рисков и проявлений. Информацию о таких фактах мы направляем для дальнейшего рассмотрения в органы прокуратуры и правоохранительные органы, а также в управление по вопросам антикоррупционной политики.

В соответствии с поручением президента республики совместно с другими контрольными и надзорными органами Счетная палата осуществляет антикоррупционное сопровождение крупномасштабных инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых с привлечением бюджетных средств. Это, например, подготовительные мероприятия по проведению в Казани Универсиады 2013 года и чемпионата мира по футболу в 2018 году.

И, наконец, что касается самой Счетной палаты. Мы отчетливо понимаем, что специфика работы предъявляет к нам повышенные требования как в части соответствующего служебного поведения и соблюдения установленных законодательством запретов, так и сохранения достойного морального облика. Поэтому с 2008 года реализуется план мероприятий Счетной палаты по противодействию коррупции. В нем содержатся мероприятия по развитию взаимодействия с правоохранительными органами в области борьбы с коррупцией, а также мероприятия по совершенствованию порядка прохождения государственной службы.

Особое внимание уделяется личному отношению сотрудников Счетной палаты к проблеме коррупции, развитию моральных ценностей и принципов.

ИА «Интерфакс-Поволжье»

Новости
12 Декабря 2024, 17:31

Субъектам МСБ в РТ передали в аренду 284 объекта госимущества

В том числе в текущем году — 35.

В Татарстане для субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан предлагается в аренду 956 свободных объектов недвижимости. На данный момент субъекты МСП уже получили 284 объекта государственного и муниципального имущества на льготных условиях по договорам аренды. Из них 35 объектов были переданы в этом году.

Малые и средние предприятия используют арендованные объекты для производства, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции, предоставления коммунальных и бытовых услуг населению, строительства и реконструкции соцобъектов, производства продуктов питания, промышленных товаров, лекарств и медицинских изделий.

Напомним, оборот малого и среднего бизнеса в Татарстане в 2023 году превысил 2,5 трлн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: