В Казани 28 мая в рамках второго дня фестиваля классической музыки «Белая сирень» выступил знаменитый пианист, гастролирующий с лучшими дирижерами и оркестрами мира, профессор Университета штата Индиана Александр Торадзе.
Концерт открыл оркестр «Классической» Симфонией № 1 С. Прокофьева. Интересная, легкая, ироничная симфония стала прекрасным началом концерта.
Затем Александр Торадзе исполнил Концерт для фортепиано с оркестром № 3 С. Прокофьева. Маэстро был назван лучшим интерпретатором этого сочинения, его запись этого концерта, по мнению многих критиков, является эталонной. И действительно, тончайшее пианиссимо, глубокие басы, интеллигентное отношение к каждой ноте, каждому извлеченному звуку поражает, захватывает. Было заметно во время исполнения живое общение солиста и с дирижером — за дирижерским пультом в этот вечер работал Александр Сладковский, и с оркестром. Поразило глубочайшее пиано оркестра в аккомпанементе. Публика была в восторге от исполнения концерта, от лирической интерпретации произведения, вознаградив исполнителей бурными овациями.
После концерта корреспондент портала TatCenter.ru побеседовал с именитым гостем.
— Вы уже не первый раз играете с оркестром Республики Татарстан. Какое впечатление произвел на Вас оркестр?
— Во время своей игры я заметил, как чутко оркестр реагировал на солиста, понятно, что в первую очередь благодаря дирижеру, но я чувствовал, как музыканты очень внимательно слушают меня, куда я иду, какая динамика, они все время были подо мной. Тем более, что зал восприимчивый и рояль чувствительный, что дает возможность играть очень тихо, — они все равно были тише меня. А что касается виртуозности — нет слов! Такие темпы, что в концерте — конец первой части обычно так быстро не играется, это была моя инициатива, и оркестр с легкостью её поддержал. Я их уже знаю с фестиваля Дениса Мацуева, который проходил в Иркутске, я знал, на что они способны. Третья симфония, исполненная оркестром — не могу даже выразить, насколько понравилась. Эта музыка необычна, она меняет человека. Оркестру и дирижеру удалось изменить что-то во мне, как в слушателе. Сколько здесь было лирики, трогательных чувств…
— Вы уже не первый раз в Казани?
— Да, 35 лет назад мне доводилось бывать в вашем городе.
— Изменилась ли казанская публика за это время?
— Публика изменилась за последние 4 года, мне кажется, с момента, как Александр Сладковский возглавил оркестр. Оркестр вышел на мировой уровень. Его возможности и слава позволяют собирать большие залы даже на такие сложные программы, как сегодня.
— О Вас пишут, как об основателе своей неповторимой системы преподавания. Вы руководите фортепианной студией, ученики которой гастролируют по миру. В чем секрет Вашего метода?
— Любое музыкальное образование основывается на собственной родной музыкальной литературе. Как доказал сегодняшний концерт, музыкальная часть очень сильно связана с поэтической и писательской литературой. Музыкальная литература России и бывших союзных республик, включая Грузию, не имеет параллелей. Наш народ воспитан так, что сначала любит свою музыку, и потом через нее учится любить других. Я так это воспринимаю. Надо оставаться самим собой и постараться впитывать в себя как можно больше другую культуру.
Второе отделение концерта охватила буря страстей. Прозвучала симфония № 3 С. Прокофьева. Музыка симфонии взята из оперы «Огненный ангел», интонации наполнены мистикой, чем-то страшным и скрытым. Резкая смена характеров, интересные спецэффекты — скользящие по струнам флажолеты, изображающие свист нечистой силы, соло низких духовых — контрафагота и тубы слушались устрашающе. Эта симфония примечательна для публики еще и тем, что исполнялась в Казани около 30 лет назад.
Третий день фестиваля «Белая Сирень» принесет казанским слушателям не меньше сюрпризов — 5 июня Денис Мацуев презентует новый рояль оркестра и исполнит на нем концерт для фортепиано с оркестром № 1 Рахманинова.
Ранее на эту тему:
Фестиваль «Белая сирень»: классика, эмоции и любовь в Казани
Наталья Дульнева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: