Новости
11 Марта 2011, 06:50

Александр Славутский: «В Качаловском театре нет статистов, а есть артисты»

Март — месяц театральный. Вот-вот мы будем отмечать Международный День театра, а татарстанцев ждет еще одно событие: в этом году впервые будет присуждаться независимая театральная премия «Тантана». Об успешности Качаловского театра и о том, как просчитать коммерческий успех, рассказал художественный руководитель — директор Качаловского театра Александр Славутский.

А.СлавутскийКажется, он репетирует всегда. А если не репетирует, то ездит по магазинам, выбирает ткани для будущих костюмов, обсуждает макет, смотрит на мониторе в своем кабинете, как идет спектакль. Александр Славутский, художественный руководитель — директор Качаловского театра, наверное, один из последних могикан в российском театре. Парадокс, но сейчас очень трудно найти человека на должность руководителя театра. Ну не хочет никто работать главным режиссером! Ведь гораздо проще приехать «на постановку». Выпустил спектакль, получил денежки — и до свидания. Театром нельзя руководить с девяти до шести. Режиссер, как и актер, — это не профессия, это — образ жизни. У Славутского он такой, что даже отпуск мой собеседник проводит в служебном кабинете.

— Александр Яковлевич, Качаловский театр можно причислить к числу успешных российских театров. У вас аншлаги, у ваших актеров хорошие зарплаты…

— Я не сказал бы, что они хорошие. Хорошая зарплата та, которая обеспечивает прожиточный минимум, оплату коммунальных услуг, человек может достойно содержать семью. У наших актеров приличные зарплаты. Не хуже, а чуть лучше, чем у их коллег.

— Но тем не менее театр все-таки можно считать успешным — вы ездите на гастроли, у вас, повторюсь, аншлаги. Вы запускаете новые проекты. У вас есть свой зритель. В чем причина вашей успешности?

— Секрет успешности, простите за банальность, в труде. И больше ни в чем. Талант и труд — это все. Если Бог дал талант и трудолюбие, дал веру и любовь, такой человек или коллектив будут успешными. Столько лет, сколько я работаю в Казани, я до этого нигде не служил. Я работал 5−6 лет, а в Казани уже более 17 лет. Казань стала домом, и это важно. А к слагаемым успеха можно отнести и то, что правительство в Татарстане оказывает поддержку, в сравнении с другими регионами, у нас во власти более здравомыслящие люди, они понимают, что в искусство надо вкладывать деньги. Деньги правят миром всегда, но если здравый смысл не будет противостоять им, то мы можем забыть о будущем народа, потому что мы никогда народ не воспитаем, мы не двинемся вперед, никакие приказы и указы не помогут нам. Только созревший духовно народ может противостоять экстремизму, терроризму, окружающей пошлости, коррупции, всему злу, скажем так. Обезьяну можно посадить в «Бентли», но она останется обезьяной. Только образование, культура, вера должны поддерживать человека в нашем трудном мире.

— До вашего прихода в Качаловском была «рыхлая» труппа, вам удалось добиться ее четкой сбалансированности. Каким образом?

— Она сбалансирована не совсем, надо бы еще добавить несколько актеров-мужчин в возрасте 40−50 лет. Раньше все было просто: привозишь актера из другого города, даешь квартиру. Сейчас так просто не привезешь — жить негде. Главное богатство нашей труппы сегодня — это молодежь. Это случилось опять-таки благодаря поддержке нашего правительства. Мы получили грант и на этот грант смогли воспитать молодых актеров. Мы осуществили два набора на курс ГИТИСа-РАТИ. Это было очень трудно — последние четыре с половиной года каждый день приходилось находить два часа для работы со студентами. Но это было оправдано: рядом молодые люди, которое верят тебе. И это уже не дети, а коллеги, преданные и верные. Они грамотные, они профессионально воспитанные, они понимают, что такое русский психологический театр, где надо быть, а не казаться. Сейчас мы репетируем новую версию «Роковых яиц» Булгакова — это не обновление, а именно новая версия с красивым оформлением нашего главного художника Александра Патракова, будет новая аранжировка.

Мы психологически прорабатываем каждую крошечную сцену. Эта постановка в Качаловском — эксклюзивна, Владимир Дашкевич специально для нас написал музыку, мы сами сделали инсценировку. Это мюзикл нашего собственного производства. Конечно, делать такой спектакль с учениками легче. У нас две трети труппы — мои ученики. А что такое ученик? Это человек, понимающий тебя, тот, с кем ты говоришь на одном языке. Плюс к этому у нас есть отличное поколение артистов — таких, как Светлана Романова, Михаил Галицкий, Геннадий Прытков, чуть помоложе Марат Голубев и Илья Славутский, Антонина Иванова, Елена Галицкая. Ни один из них не может позволить себе пребывать на сцене, отбывать наказание. Они занимаются творчеством. Один из моих коллег-режиссеров, репетировавший спектакль в известном академическом театре, рассказал мне недавно, как у него на репетиции встал и ушел молодой артист, сказавший при этом, что он устал и больше репетировать не хочет. У нас такого быть не может! Потому что у нас в последние годы в театре — атмосфера дружбы и уважения. Понимания старшими младших и младшими старших. Иногда мои старшие младшим ученикам такую острастку дают!

Труппа Качаловского, за редким исключением, — одна семья. Заболел зуб, надо устроить ребенка в хорошую школу — бегут к Славутскому. Звонит, устраивает. Протекает крыша после неудачного ремонта — опять к Александру Яковлевичу. Снова звонит. Договаривается, решает проблему. Благодарность бывает не всегда. Да он ее и не ждет.

— Если оперировать философскими принципами, то мы помним, что в основе любого творчества по законам красоты лежит свобода, а ваши актеры свободны — это видно.

— Абсолютно свободны. Любой из них может ко мне подойти и задать любой вопрос. Недавно ко мне подходит одна ученица, девушка очень высокого роста, наклоняется надо мной. Я ее спрашиваю: «Ты что делаешь?» — «Я вас в макушку поцеловала», — отвечает. Вот такие они у меня. Они воспитаны в доброте и любви. Потому что я убежден: ложь, предательство, злоба рано или поздно отойдут на второй план и останутся любовь и доброта. То, что созидает мир.

— Вы успешный человек?

— Думаю, что да. У меня прекрасный театр, который я люблю, прекрасная труппа, ученики, моя семья — Светлана Романова и Илья Славутский, это артисты, за которых мне не стыдно. Ни за сына, ни за жену. Что еще можно желать человеку? А деньги… верно говорят, что у савана карманов нет. Туда с собой деньги не возьмешь. Конечно, есть люди, которые меряют счастье наличием денег, но это все белиберда. Это тлен. Потому что лучше, чем красота и добро, нет ничего на свете.

— У вас есть статистика, сколько спектаклей вы уже поставили в Казани?

—  Я поставил сорок спектаклей, одиннадцать — приглашенные режиссеры. Двадцать семь моих спектаклей — это русская драматургия и инсценировки русской классики. Конечно, надо бы зарубежную классику побольше ставить, там есть много вершин, которые хотелось бы взять.

— Этот год для Качаловского — юбилейный, театру исполняется 220 лет, чем этот сезон у одного из старейших театров России будет отличаться от предыдущих?

— Мы приглашены на фестиваль в Украину — едем в Черкассы, в Херсон и закончим гастроли в Киеве, на сцене Национального театра сыграем «Пиковую даму». Осенью везем «Квадратуру круга» на фестиваль «Встречи в Одессе». Понятно, почему — Катаев был одесситом. Наш спектакль видели одесские критики и пригласили приехать. «Квадратура круга» — прекрасный водевиль, он был шлягером и в Голливуде, и у Станиславского. Спектакль о том, как любовь преодолевает идеологические барьеры. Возможно, что к нам на юбилей приедут гости, мы ведем переговоры с «Балтийским домом», Некрошюсом, который может привезти своего «Гамлета». Гости сыграют свои лучшие спектакли, у нас комплексов нет, для того, чтобы выделиться, нам не надо рядом с собой видеть пустоту. В наш праздник мы хотим сделать подарок и нашим зрителям, которые нас поддерживают. Естественно, сделаем и юбилейный вечер. Это все будет осенью.

— Как вы воспринимаете сегодня российское театральное пространство?

— Сегодня на театральном пространстве какое-то выжженное поле. С одной стороны, меня раздражают люди, которые говорят, что российский театр в кризисе. С другой — в этом много правды. Потому что многие репертуарные театры живут сегодня убого. Но у нас в России ничего закрывать нельзя, потому что театр — это не пивная. Сегодня театр плохой, а завтра он может стать лучшим в городе и будет владеть умами и сердцами людей.

— В пример можно привести БДТ: когда Товстоногов брал его, это был худший театр в Ленинграде, но уже через пару сезонов стал лучшим в стране.

— Вот видите, театры закрывать нельзя!

— Как вы просчитываете коммерческий успех постановки?

— Мы берем хорошую литературную основу. Драматургия — фундамент театра. Дальше нужно адекватное решение — режиссерское и изобразительное, у меня, слава Богу, отличный художник — Александр Патраков. Таких еще поискать по стране. Он занимается всем — от плаката до сценографии. Найдите еще такой театр, где такие авторские плакаты. Еще к вопросу об успехе постановки. К нему имеет прямое отношение азарт молодых, помноженный на опыт среднего поколения.

— Вас иногда упрекают, что мало в Качаловском приглашенных режиссеров.

— Приглашенные режиссеры, конечно, нужны. Но такой режиссер должен исповедовать художественные принципы нашего театра. И должен поставить спектакль лучше, чем я. Если он делает хуже, зачем он нам нужен? Хороший приглашенный режиссер стоит огромных денег, режиссеры, с которыми мне приходится вести переговоры, называют такие суммы за постановку, что я их в глаза не видел. А я — не самый плохо оплачиваемый режиссер в России.

— Тем не менее, приглашенные режиссеры у вас появляются.

— Безусловно. Это и Анатолий Морозов, и Николай Скандаров, Игорь Войтулевич, Елена Долгина. Ставят, просто хочется, чтобы были более интересные российские режиссеры. И опять-таки к вопросу денег — режиссер, как правило, приезжает со своим художником, художник тоже будет дорого стоить. Не так, как наш, он в разы дороже.

Славутский построил свой авторский театр в Казани. Его почерк узнаваем. У него все по Станиславскому, одной из заповедей которого было: «Сегодня — Гамлет, завтра — статист. Но и в качестве статиста ты должен быть артистом». В спектаклях часто участвует вся труппа, и «звезды» не гнушаются выходить в массовке. А что гнушаться-то? В постановках проработан самый крошечный эпизод.

— Вас приглашают ставить в другие театры?

— Очень часто. Недавно приглашали в Болгарию. У театра хорошие зарубежные связи. В минувшем году мы дважды ездили в Анкару, турецкие коллеги недавно привозили нам свой спектакль, в будущем году мы приглашены на гастроли в Марсель, опять поедем в Турцию, теперь уже на фестиваль в Анталию. Все это хорошо, но вот хочется еще и театр построить.

— Малую сцену?

— Да. Жду не дождусь, когда ее сдадут строители. Я дипломный спектакль со студентами делал для малой сцены. В результате он идет на основной. К сожалению, темпы строительства таковы, что время идет, а малая сцена все еще не сдана. Когда же это случится, мы сможем закрыть основную сцену на реконструкцию и работать на малом пространстве, если помогут с финансированием. Денег на малой сцене ведь будет меньше. Сейчас сорок три процента своих доходов мы зарабатываем от продажи билетов. Мне даже Олег Табаков на подаренной фотографии написал «С уважением к сорока трем процентам». Верю, что наш театр будет достроен, потому что мы живем в толерантном регионе, и если оперный, Камаловский и Тинчуринский театры отстроены, то и русский театр будет приведен в порядок. Кстати, в Татарстане есть Общество русской культуры, которое о себе время от времени напоминает. Почему бы им ни озаботиться проблемой строительства русского театра в Татарстане? Проблемой Качаловского фестиваля? У оперного есть Шаляпинский и Нуриевский фестивали, у Камаловского — Науруз. А меня в этом вопросе пока не очень слышат. Фестивали, которые я упомянул, они хорошие, они должны быть. Но Качаловский фестиваль — это не реверанс в сторону нашего театра, а акция политическая, она принесет дивиденды, когда в Татарстане пройдет фестиваль русского театра. И на этом фестивале мы могли бы принимать театры из разных стран.

Это будет плюс для нашего региона, и наш регион это заслуживает. Я живу здесь 17 лет и ни разу не ощущал межнациональной розни. И когда меня упрекают представители Общества русской культуры, что у нас нет русских спектаклей в репертуаре, мне это странно, я уже называл вам количество постановок русской классики. Я предлагаю диалог: не надо бегать по улице Баумана и кричать, что у нас не идет классика. Приходите к нам в театр, посмотрите эту классику и давайте обсудим эти спектакли. Поговорить о спектакле всегда лучше, чем выкрикивать лозунги. Нам ставят в упрек, что у нас идет «Скрипач на крыше». Но Шалом Алейхем писал «Тевье-молочника» на русском языке! И спектакль наш о национальном достоинстве любого человека. Русские, живущие в Прибалтике, не поняли бы его?.. За «Скрипача» мы получили Государственную премию РТ. Мы сыграли уже 300 спектаклей — значит, «Скрипач» нужен публике? И каждый раз наши зрители — от ррезидента до простого работяги — утирают слезы.

— Вы все-таки воспитаны на русском психологическом театре?

— Да, но этот театр включает в себя и опыты Вахтангова, и поиски Мейерхольда, Любимова, Захарова. Психологический — не значит бесформенный. Нас упрекают, что у нас идут мюзиклы. Я бы хотел посмотреть на другие театры, где так поют и двигаются актеры, где можно поставить того же «Скрипача» или «Трехгрошовую оперу», «Роковые яйца». Мои ученики умеют, танцуя, петь. Это то, чему люди учатся годами. Профессиональные музыкальные спектакли в драматическом театре — это же огромное достижение. А у нас иные пожилые критики разводят руками и сетуют: ушла эстетика Качаловского театра. Конечно, ушла. Эстетика в театре меняется каждые пять лет.

— В России не любят успешных людей…

— Не любят. Пример тому — Никита Михалков. Я люблю этого режиссера, хотя многое из того, что он говорит, меня раздражает. Но когда говорят о его неудачах — дай Бог каждому такую «неудачу»! За пять-шесть фильмов Михалков уже вошел в историю. Но успешных в России не любят. Любят убогих. Жалеют пьяниц, воров, маргиналов. Почему? Я не понимаю. Наверное, потому, что на их фоне можно казаться успешным.

Александр Яковлевич, несомненно, успешен. Как в известной формуле — с радостью идет в театр и с легким сердцем открывает дверь своего дома. Формула банальна, но верна. На этом банальности заканчиваются. Воплощенная им в Казани схема репертуарного Театра-Дома верно рассчитана и работает. Зритель каждый вечер приходит в этот уютный дом — пусть пока до конца и не реконструированный! В Качаловском сейчас есть главное — та магия театра, тот праздник, который, увы, закончился во многих провинциальных и даже столичных труппах. В Качаловском есть вечное движение. Закончили репетировать эпизод? Еще раз, с начала!

По материалам газеты «Время и Деньги»

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: