Новости
04 Ноября 2011, 11:40

Александр Сладковский: «София Губайдулина — это Татарстан, а Татарстан — это Губайдулина»

Софию Губайдулину часто называют последним великим композитором ХХ века. Вчера маэстро приехала в Казань, чтобы принять участие в первом международном фестивале современной музыки «CONCORDIA», носящем ее имя. «CONCORDIA» — это один из четырех музыкальных форумов, проводимых Государственным симфоническим оркестром РТ в 2011 году.

1Государственный симфонический оркестр РТ (ГСО РТ) уже провел фестивали «Рахлинские сезоны» в апреле, «Белая сирень» в мае и «Казанская осень» в августе. Фестиваль «CONCORDIA» пройдет в столице Татарстана с 5 по 19 ноября. На открытии форума один из самых выдающихся виолончелистов мира Давид Герингас исполнит произведение, посвященное ему Софией Губайдулиной «Und: das Fest ist im vollen Gange».

На пресс-конференции, посвященной фестивалю «CONCORDIA», Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ, художественный руководитель фестиваля отметил, что идея самого форума возникла после телефонного разговора с Давидом Герингасом, учеником и преемником школы великого Ростроповича. «Фестиваль важен для Татарстана, он емкий по своему содержанию, и то, что форум носит имя Софии Губайдулиной не только символично, но и справедливо. С одной стороны это дань уважения, а с другой — способ сказать миру, что Губайдулина — это Татарстан, а Татарстан — это Губайдулина», — считает Александр Сладковский.

Для художника важно оставаться самим собой

Во время пресс-конференции София Губайдулина охотно отвечала на вопросы журналистов, вспоминала о своей жизни в Казани, довоенной и военной юности, а также о напутственном слове Дмитрия Шостаковича. Для композитора важно, что в городе, в котором София Губайдулина провела молодые годы, интересуются ее музыкой.

София Губайдулина:

— Казань полна моими юношескими впечатлениями. Я наполняюсь гордостью, когда вижу, как город изменился и стал таким красивым. Мы ехали с водителем по Казани, он развернул машину, и я на том месте, где раньше был базарчик, вдруг увидела несколько храмов. Это было приятно и неожиданно. В пору моей юности любимым местом в городе была библиотека на Чернышевского, там росло много цветов, было уютно и удобно читать книги. Также я люблю Кремль, башню Сююмбике, на которую я раньше поднималась, гуляла около кремлевских стен.

Композитор призналась, что могла бы жить в России, но так сложилось, что она нашла хорошее место для сочинительства в немецкой деревне, где всего две улицы и рядом широкое поле. По нему София Губайдулина совершает длинные прогулки, такие же, как раньше по Кремлю. «Там много лошадей и коров, что мне очень нравится. Это место благостно для фантазий, оно нужно мне, как художнику», — призналась композитор журналистам.

Сейчас София Губайдулина не пишет в стол, а сочиняет на заказ. Из последних произведений композитор создала «Лабиринт» для 12 виолончелей. Это был заказ из Берлина, произведение написано весной, а в августе этого года уже сыграно.

София Губайдулина:

— Мне нравится писать на заказ, что не ограничивает мою свободу. К тому же в этом случае ты точно можешь быть уверен, что твое произведение будет исполнено. Единственное ограничение состоит только в сроке, конечно, это трудно, но преодолимо. Когда срок сдачи сочинения подходил к концу, то приходилось не спать по 2−3 ночи, но это лучше, чем писать и знать, что твое сочинение не будет исполнено. Большую часть свое деятельности я провела, когда писала произведения в стол.

По словам композитора, в начале ее карьеры важными оказались слова Дмитрия Шостаковича: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путем». Перед каждым автором стоит опасность перестать быть самим собой, подделаться под окружающий мир.

София Губайдулина:

— Общество настолько многослойно и требования так различны, что в них можно утонуть. Если художник не встает на путь творца, а отвечает запросам окружающих, то он попадает в неволю, что невозможно сделать в принципе. Поэтому для художника важно оставаться самим собой, слушать себя и мир. На протяжении жизни я понимала, что меня поддерживают слова доброго человека Дмитрия Шостаковича. Когда я показывала ему студенческую работу, а она была на самом деле плоха, он нашел в ней что-то, что просвечивало, и это надо было поддержать. Я считаю, что этот человек обладал не только большим талантом, но и добротой.

Отвечая на вопрос журналиста о годах, проведенных в Казани, композитор не без грусти вспомнила о том, что это было очень голодное время. «Только в 1939 году вдруг появились яблоки и молоко. До этого все носило отпечаток голода. Потом наступила война, тогда преодоление всех трудностей легло на плечи родителей, но, тем не менее
, мы оставались учиться в музыкальной школе. Это единственное, что удалось сохранить», — считает София Губайдуллина.

После войны, до 1950-х годов время тоже было голодное, но, несмотря на эту неблагоприятную сторону жизни, будущий знаменитый композитор развивалась в интенсивной интеллектуальной среде. Духовное развитие было сильнее, чем действительность. «Я всегда чувствовала в себе любовь к музыке. У меня были хорошие учителя, в 11−12 лет я уже читала партитуру», — рассказала София Губайдуллина.

Кто приедет на фестиваль «CONCORDIA»

Виолончелист Давид Герингас на пресс-конференции отметил, что произведения композитора отличает богатый внутренний мир, духовность, сочетание рациональности, которая открывается неожиданно, с импровизацией. «Мне кажется, что самое важное, что музыка рождается и идет не по проторенной дорожке, а проходит все пути души, которые нам самим не известны. В работах Софии Асгатовны всегда есть ощущение формы и золотого сечения», — считает Давид Герингас.

Несмотря на то, что образование Софии Губайдулиной связано с Россией, важно помнить об ее татарских корнях. Композиторское мастерство позволяет ей сочетать техники европейского и американского авангарда с собственным неповторимым стилем. Более того, восточная философия оказывает существенное влияние на концепцию ее музыки. Софию Асгатовну отличает широта литературных интересов, что выражено в произведениях на стихи древних египетских и персидских поэтов, а также близкой ей по духу Марины Цветаевой.

В программе первого фестивального дня — публика должна это услышать на новых скрипках — «Просветленная ночь» Шенберга. Это последнее романтическое произведение, которое было написано в истории музыки. «In croce» — сочинение, со дня премьеры которого исполняется 30 лет. Вместе с Герингасом его исполнит Рубин Абдуллин, который был первым исполнителем органной партии.

Также на фестиваль приедет Юрий Башмет, чтобы сыграть музыку Шнитке — посвященный ему альтовый концерт. Также на фестиваль ждут Александра Чайковского. Оркестр исполнит «Третью симфонию» автора — одно из самых выдающихся сочинений, написанных на рубеже веков. Симфония посвящена Леониду Рошалю. Известный детский доктор также принял приглашение на фестиваль. 19 ноября в Казани также ждут Лолиту Сильвиан, директора Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров (АСКОР). Во втором концерте фестиваля: симфония для духовых Хиндемита, а также произведения композиторов Татарстана — Шамиля Тимербулатова, Анатолия Луппова и его учениц — Елены Анисимовой и Масгуды Шамсутдиновой.

Программа фестиваля:

5 ноября

БКЗ, 17.00

Открытие фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной «CONCORDIA»

А. Шенберг — «Просветленная ночь»

С. Губайдуллина — «In Croce» для органа и виолончели

С. Губайдуллина — «Und: das Fest ist im vollen Gange»,

«И: празднество в разгаре» для виолончели с оркестром (посвящено Д. Герингасу)

Солисты Давид Герингас (виолончель), Рубин Абдуллин (орган)

12 ноября

БКЗ, 17.00

Три поколения Татарстанской композиторской школы

Совместный проект с консерваторией в рамках фестиваля

Ш. Тимербулатов Увертюра (посвящена ГСО РТ и художественному руководителю А. Сладковскому). Первое исполнение в Казани.

П. Хиндемит Симфония in B. Первое исполнение в Казани

А. Луппов — Татарское каприччио

М. Шамсутдинова — Симфония «Чингисхан»

Е. Анисимова Симфоническая фантазия на удмуртские напевы «Шудон гур»

19 ноября

БКЗ, 17:00

Э. Денисов — «Колокола в тумане». Первое исполнение в Казани

А. Шнитке — «Концерт для альта с оркестром» (посвящен Ю. Башмету). Первое исполнение в Казани

Солист Юрий Башмет

А. Чайковский — «Симфония № 3» (посвящена Леониду Рошалю). Первое исполнение в Казани

Фото — ИТАР-ТАСС

Новости
04 Августа 2021, 14:39

На капремонт коммунальной техники в Челнах потратят 60 млн рублей

Деньги выделены из дополнительных доходов городского бюджета в 2020 году.

В Набережных Челнах из дополнительных доходов городского бюджета выделят 60 млн рублей на капитальный ремонт коммунальной техники. Об этом на заседании постоянных комиссий Городского Совета автограда сообщила замглавы исполкома Челнов, начальник управления финансов Светлана Мулюкова.

Она также рассказала, что еще 12,8 млн рублей пойдут на ремонт соцобъектов. На организацию и проведение выставочных мероприятий потребуется 25 млн рублей.

Напомним, 235 млн рублей дополнительных доходов бюджета городские власти направят на обеспечение мер безопасности в школах и детских садах.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: