Новости
04 Ноября 2011, 11:40

Александр Сладковский: «София Губайдулина — это Татарстан, а Татарстан — это Губайдулина»

Софию Губайдулину часто называют последним великим композитором ХХ века. Вчера маэстро приехала в Казань, чтобы принять участие в первом международном фестивале современной музыки «CONCORDIA», носящем ее имя. «CONCORDIA» — это один из четырех музыкальных форумов, проводимых Государственным симфоническим оркестром РТ в 2011 году.

1Государственный симфонический оркестр РТ (ГСО РТ) уже провел фестивали «Рахлинские сезоны» в апреле, «Белая сирень» в мае и «Казанская осень» в августе. Фестиваль «CONCORDIA» пройдет в столице Татарстана с 5 по 19 ноября. На открытии форума один из самых выдающихся виолончелистов мира Давид Герингас исполнит произведение, посвященное ему Софией Губайдулиной «Und: das Fest ist im vollen Gange».

На пресс-конференции, посвященной фестивалю «CONCORDIA», Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ, художественный руководитель фестиваля отметил, что идея самого форума возникла после телефонного разговора с Давидом Герингасом, учеником и преемником школы великого Ростроповича. «Фестиваль важен для Татарстана, он емкий по своему содержанию, и то, что форум носит имя Софии Губайдулиной не только символично, но и справедливо. С одной стороны это дань уважения, а с другой — способ сказать миру, что Губайдулина — это Татарстан, а Татарстан — это Губайдулина», — считает Александр Сладковский.

Для художника важно оставаться самим собой

Во время пресс-конференции София Губайдулина охотно отвечала на вопросы журналистов, вспоминала о своей жизни в Казани, довоенной и военной юности, а также о напутственном слове Дмитрия Шостаковича. Для композитора важно, что в городе, в котором София Губайдулина провела молодые годы, интересуются ее музыкой.

София Губайдулина:

— Казань полна моими юношескими впечатлениями. Я наполняюсь гордостью, когда вижу, как город изменился и стал таким красивым. Мы ехали с водителем по Казани, он развернул машину, и я на том месте, где раньше был базарчик, вдруг увидела несколько храмов. Это было приятно и неожиданно. В пору моей юности любимым местом в городе была библиотека на Чернышевского, там росло много цветов, было уютно и удобно читать книги. Также я люблю Кремль, башню Сююмбике, на которую я раньше поднималась, гуляла около кремлевских стен.

Композитор призналась, что могла бы жить в России, но так сложилось, что она нашла хорошее место для сочинительства в немецкой деревне, где всего две улицы и рядом широкое поле. По нему София Губайдулина совершает длинные прогулки, такие же, как раньше по Кремлю. «Там много лошадей и коров, что мне очень нравится. Это место благостно для фантазий, оно нужно мне, как художнику», — призналась композитор журналистам.

Сейчас София Губайдулина не пишет в стол, а сочиняет на заказ. Из последних произведений композитор создала «Лабиринт» для 12 виолончелей. Это был заказ из Берлина, произведение написано весной, а в августе этого года уже сыграно.

София Губайдулина:

— Мне нравится писать на заказ, что не ограничивает мою свободу. К тому же в этом случае ты точно можешь быть уверен, что твое произведение будет исполнено. Единственное ограничение состоит только в сроке, конечно, это трудно, но преодолимо. Когда срок сдачи сочинения подходил к концу, то приходилось не спать по 2−3 ночи, но это лучше, чем писать и знать, что твое сочинение не будет исполнено. Большую часть свое деятельности я провела, когда писала произведения в стол.

По словам композитора, в начале ее карьеры важными оказались слова Дмитрия Шостаковича: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путем». Перед каждым автором стоит опасность перестать быть самим собой, подделаться под окружающий мир.

София Губайдулина:

— Общество настолько многослойно и требования так различны, что в них можно утонуть. Если художник не встает на путь творца, а отвечает запросам окружающих, то он попадает в неволю, что невозможно сделать в принципе. Поэтому для художника важно оставаться самим собой, слушать себя и мир. На протяжении жизни я понимала, что меня поддерживают слова доброго человека Дмитрия Шостаковича. Когда я показывала ему студенческую работу, а она была на самом деле плоха, он нашел в ней что-то, что просвечивало, и это надо было поддержать. Я считаю, что этот человек обладал не только большим талантом, но и добротой.

Отвечая на вопрос журналиста о годах, проведенных в Казани, композитор не без грусти вспомнила о том, что это было очень голодное время. «Только в 1939 году вдруг появились яблоки и молоко. До этого все носило отпечаток голода. Потом наступила война, тогда преодоление всех трудностей легло на плечи родителей, но, тем не менее
, мы оставались учиться в музыкальной школе. Это единственное, что удалось сохранить», — считает София Губайдуллина.

После войны, до 1950-х годов время тоже было голодное, но, несмотря на эту неблагоприятную сторону жизни, будущий знаменитый композитор развивалась в интенсивной интеллектуальной среде. Духовное развитие было сильнее, чем действительность. «Я всегда чувствовала в себе любовь к музыке. У меня были хорошие учителя, в 11−12 лет я уже читала партитуру», — рассказала София Губайдуллина.

Кто приедет на фестиваль «CONCORDIA»

Виолончелист Давид Герингас на пресс-конференции отметил, что произведения композитора отличает богатый внутренний мир, духовность, сочетание рациональности, которая открывается неожиданно, с импровизацией. «Мне кажется, что самое важное, что музыка рождается и идет не по проторенной дорожке, а проходит все пути души, которые нам самим не известны. В работах Софии Асгатовны всегда есть ощущение формы и золотого сечения», — считает Давид Герингас.

Несмотря на то, что образование Софии Губайдулиной связано с Россией, важно помнить об ее татарских корнях. Композиторское мастерство позволяет ей сочетать техники европейского и американского авангарда с собственным неповторимым стилем. Более того, восточная философия оказывает существенное влияние на концепцию ее музыки. Софию Асгатовну отличает широта литературных интересов, что выражено в произведениях на стихи древних египетских и персидских поэтов, а также близкой ей по духу Марины Цветаевой.

В программе первого фестивального дня — публика должна это услышать на новых скрипках — «Просветленная ночь» Шенберга. Это последнее романтическое произведение, которое было написано в истории музыки. «In croce» — сочинение, со дня премьеры которого исполняется 30 лет. Вместе с Герингасом его исполнит Рубин Абдуллин, который был первым исполнителем органной партии.

Также на фестиваль приедет Юрий Башмет, чтобы сыграть музыку Шнитке — посвященный ему альтовый концерт. Также на фестиваль ждут Александра Чайковского. Оркестр исполнит «Третью симфонию» автора — одно из самых выдающихся сочинений, написанных на рубеже веков. Симфония посвящена Леониду Рошалю. Известный детский доктор также принял приглашение на фестиваль. 19 ноября в Казани также ждут Лолиту Сильвиан, директора Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров (АСКОР). Во втором концерте фестиваля: симфония для духовых Хиндемита, а также произведения композиторов Татарстана — Шамиля Тимербулатова, Анатолия Луппова и его учениц — Елены Анисимовой и Масгуды Шамсутдиновой.

Программа фестиваля:

5 ноября

БКЗ, 17.00

Открытие фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной «CONCORDIA»

А. Шенберг — «Просветленная ночь»

С. Губайдуллина — «In Croce» для органа и виолончели

С. Губайдуллина — «Und: das Fest ist im vollen Gange»,

«И: празднество в разгаре» для виолончели с оркестром (посвящено Д. Герингасу)

Солисты Давид Герингас (виолончель), Рубин Абдуллин (орган)

12 ноября

БКЗ, 17.00

Три поколения Татарстанской композиторской школы

Совместный проект с консерваторией в рамках фестиваля

Ш. Тимербулатов Увертюра (посвящена ГСО РТ и художественному руководителю А. Сладковскому). Первое исполнение в Казани.

П. Хиндемит Симфония in B. Первое исполнение в Казани

А. Луппов — Татарское каприччио

М. Шамсутдинова — Симфония «Чингисхан»

Е. Анисимова Симфоническая фантазия на удмуртские напевы «Шудон гур»

19 ноября

БКЗ, 17:00

Э. Денисов — «Колокола в тумане». Первое исполнение в Казани

А. Шнитке — «Концерт для альта с оркестром» (посвящен Ю. Башмету). Первое исполнение в Казани

Солист Юрий Башмет

А. Чайковский — «Симфония № 3» (посвящена Леониду Рошалю). Первое исполнение в Казани

Фото — ИТАР-ТАСС

Новости
28 Октября 2021, 07:00
Коронавирус - реакция Татарстана

Количество COVID-жертв в Татарстане достигло 955 человек

Минздрав республики подтвердил еще 7 случаев смерти от коронавируса.

Минздрав Татарстана подтвердил еще 7 случаев смерти от коронавируса. Скончались пять женщин 1923, 1952, 1953 и 1958 годов рождения и трое мужчин 1935, 1943 и 1959 годов рождения

Общее количество жертв COVID с момента старта пандемии в Татарстане достигло 955 человек.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: