По поручению президента РТ Рустама Минниханова прокуратора республики проверила, действительно ли в Татарстане существует такой факт. Однако ни в одном случае этот миф не подтвердился. В учебных планах и действующих расписаниях общеобразовательных учреждений количество часов татарского языка не превышает количество часов русского языка. Этот миф может стать правдой только в том, случае, когда преподаватель сам по определенным причинам решает увеличить количество часов на татарский язык, сообщил глава Минобрнауки РТ Альберт Гильмутдинов сегодня в ходе брифинга «О преподавании государственных языков в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан.
В ходе брифинга министр развеял укоренившиеся мифы о преподавании государственных языков в РТ.
Миф 1. Количество часов, выделенные на изучении татарского языка, меньше, чем на русский язык
Альберт Гильмутдинов:
— В настоящее время учащиеся 2-х — 9-х классов школ республики будут продолжать учиться по старым базисным стандартам образования. Этот план устанавливает, что на предметы федерального компонента, которые едины на всей территории РФ, выделено 75% от общего нормативного времени. На предметы национально -регионального компонента, определяемого субъектами РФ, — 15%, и на предметы компонента образовательного учреждения, определяемого самими школами, -10%.
Таким образом, количество часов, выделенное на изучение русского языка, составляет 965 часов, на литературу — 865. В школах с углубленным изучением русского языка, литературы и культуры, в классах с филологическим профилем и того больше — 1350 часов на русский язык и 939 часов на литературу. По словам Альберта Гильмутдинова, базисный учебный план даже позволяет сдавать ЕГЭ хорошо, при условии качественного преподавания.
Министр напомнил, что на основании Конституции РФ (ст. 68) республика вправе устанавливать свои государственные языки, причем «государственные языки в РТ являются равноправными». Кроме того, конституцией РТ закреплено государственное двуязычие. А ст. 6 закона «Об образовании» закрепляет, что «татарский и русский языки изучаются в равных правах». Эти положения закреплены в законах РТ «Об образовании», «О государственных языках РТ и других языках РТ». Если директора школ нарушают закон, то они должен быть наказаны.
Миф 2. Выделение часов на изучение татарского языка ведет к низким результатам ЕГЭ по русскому языку
Существует три критерия определения результата ЕГЭ. Во-первых, какое количество учащихся школ набрали средний бал; во-вторых, количество учащихся, которые не преодолели минимальный порог ЕГЭ; в-третьих, количество учащихся, набравших по русскому языку 100 баллов. Так, по результатам ЕГЭ по русскому в 2011 году Татарстан лидирует по количеству абитуриентов, набравшие средний бал — 62, 2%, на втором месте — Тверская область (61,38%), третье место занимает Тюменская область (59,9%).
Интересно, что если в 2010 году 2,4% учащихся школ республики не преодолели минимальный порог ЕГЭ по русскому языку, то в 2011 году таковых было уже 1,4%. В этом году число стобальников составило 54 человека, из которых 7 человек — выпускники общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения. Четыре абитуриента являются выпускниками лицея им. Лобачевского. Кстати, это лицей с физико-математическим уклоном. Напомним, что ранее об этом глава республиканского министерства образования уже заявлял в интервью корреспонденту TatCenter.ru.
Альберт Гильмутдинов:
— Эти данные доказывают, что результаты ЕГЭ по русскому языку не хуже прошлогодних показателей. Конечно, существуют проблемы в преподавании государственных языков. Я согласен с утверждениями многих родителей, что язык преподают не всегда интересно. И решать их необходимо, начиная с дошкольного образования. Мы обязаны дать нашим детям уверенное и свободное владение языками: английским, поскольку это язык мира, русским и татарским.
Уже сегодня существует технология XXI века — виртуальная школа изучения английского языка. Доступ к нему обеспечен 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. В планах минобрнауки создание такой же школы для изучения татарского языка. А вот, стратегия развития образования на 2010−2015 годы «Киләчәк» — «Будущее» включает в себя разработку и внедрение учебно-методических пособий, мультимедийных ресурсов нового поколения для изучения детьми родного языка и культуры своего народа, формирование кадрового состава дошкольных учреждений для работы на двух государственных языках РТ и материально-техническое оснащение организации для изучения родного языка в дошкольных образовательных учреждениях.
Екатерина Степанова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: