Насколько эффективно строится их взаимодействие в рамках созданной кластерной системы? На этот и другие вопросы в ходе online-конференции «Тенденции на рынке труда: спрос и предложения» на TatCenter.ru ответили министр труда, занятости и социальной защиты РТ, работодатели, а также специалисты в сфере образования.
Как отметил в ходе конференции министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин, в настоящее время республиканская система профессионального образования строится на основе кластерной модели. В республике создается 14 научно-образовательных кластеров для различных сфер экономики.
Айрат Шафигуллин:
Цель создания кластерной системы — повышение качества обучения, налаживание «горизонтальных связей» между образовательными учреждениями, привлечение профессорско-преподавательского состава вузов к работе на уровнях начального и среднего профессионального образования. Такая система открывает для молодежи возможность получить образование трех уровней: на первом этапе — рабочую профессию, затем специальность среднего и высшего образования.
По словам министра, подготовка специалистов в образовательном кластере будет осуществляться в соответствии с государственным заказом, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты республики. Ожидается, что указанные реформы позволят уменьшить существующий дисбаланс между рынком труда и рынком образовательных услуг.
Отметим, что деятельность некоторых из уже существующих кластеров отмечается на самом высоком уровне. Так на прошедшем в мае съезде Союза машиностроителей Владимир Путин отметил проект ОАО «КАМАЗ» и филиала КГТУ им. Туполева в Набережных Челнах по подготовке специально заточенных для производства кадров.
Об особенностях данного кластера рассказала директор Корпоративного университета ОАО «КАМАЗ» Светлана Михеева:
— Проект называется Машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ-КГТУ, он существует с 2008 года. Направление, по которому ведется подготовка — «Конструкторско-технологическое обеспечение автоматизированных машиностроительных производств». Рабочие профессии в рамках проекта — токарь и фрезеровщик (по выбору студента).
В рамках проекта происходит совмещение обучения с работой на предприятии, получение рабочей квалификации, затем квалификации техника и, наконец, квалификации бакалавра техники и технологии. Студенты, обучающиеся по этой системе, получают ряд преимуществ по сравнению с обычной схемой получения образования. За период обучения они получают три квалификации (рабочий, техник, бакалавр), камазовскую стипендию, совмещают учебу с производительным трудом, готовы к самостоятельной работе уже на старших курсах, что открывает им большие карьерные возможности.
Также КАМАЗ сотрудничает с Инженерно-экономической Академией г. Набережные Челны, а в составе Камской государственной инженерно-экономической академии (ИНЭКА) создан Автомобильный институт. Другое крупное промышленное предприятие республики — альметьевский завод «АЛНАС», также испытывая острую нужду в квалифицированных рабочих кадрах, активно сотрудничает с городскими образовательными учреждениями.
Ольга Андрейко, начальник управления персоналом ОАО «АЛНАС»:
— Завод много лет сотрудничает с Альметьевским государственным нефтяным институтом (АГНИ) и Альметьевским профессиональным колледжем № 65. Для завода АГНИ готовит специалистов по специальностям «Технология машиностроения», «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов», «Экономика и управление на предприятиях нефтяной и газовой промышленности».
В рамках взаимодействия вузы и работодатели совместно формируют образовательные программы, принимают участие в учебном процессе, обмениваются рекомендациями в ходе составления учебных планов.
«Формируя образовательные программы и темы научных исследований, мы учитываем характер нашего взаимодействи
я с профильными предприятиями, и прежде всего с ОАО „Объединенная авиастроительная корпорация“ и ОАО „КАМАЗ“, — отмечает проректор по интеграции с экономикой Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева Николай Абруков. — Содержание образовательных программ адаптируется под задачи, поставленные конкретным заказчиком, а формы сотрудничества включают активное привлечение работодателя к учебному процессу. Мы предлагаем работодателю совместно с нами формировать вариативную часть учебных программ под изучение специальных (профильных тому или иному предприятию) программ и дисциплин».
Рияз Минзарипов:
— В нашем университете мы тесно сотрудничаем с такими крупными компаниями и предприятиями, как, Нижнекамскнефтехим, Нижнекамскшина, Татхимфармпрепараты, Сбербанк создаем совместные лаборатории, кафедры. Их специалисты принимают участие в учебном процессе, дают ценные рекомендации в ходе составления учебных планов, у студентов есть возможность выезжать на практику, получать практические знания.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: